Інформація до новини
28-06-2016, 12:00

Борьба с экономической преступностью  требует качественной нормативно-правовой базы

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Борьба с экономической преступностью  требует качественной нормативно-правовой базы

(Размышления над проектом закона Украины №4715) 

Традиционно борьба с преступностью представляет собой систему мер политического, правового, организационно-управленческого, идеологического, социально-психологического и иного характера, направленных на снижение уровня преступности, устранения факторов, ее порождающих, расследования преступлений, привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении конкретных преступлений, восстановления законных прав и интересов физических и  юридическихлиц. Важной составляющей в этой системе мер принадлежит ее нормативно-правовой регламентации, и, в первую очередь, определению понятия конкретного преступления и тех мер взыскания (санкций), которые применяются к лицу после совершения им преступного деяния. 

Четкое уголовное законодательство должно быть установлено за все преступления, но есть отдельные группы преступлений, где такое законодательство должно обладать, образно говоря, повышенным качеством.

Это во многом относится к экономическим преступлениям и обязательной составляющей этой группы общественно опасных деяний – хозяйственным преступлениям.

Это связано с тем, что основная опасность таких деяний состоит не только в том, что они могут причинить ущерб конкретному лицу, предприятию, государственной структуре. Их опасность во многом связана с тем, что если таких общественно опасных деяний становиться достаточно много, они систематизируются, превращаются в определенный социально-негативный феномен, в связи с чем они не только могут, а часто непосредственно нарушают хозяйственный процессы протекающие в экономике, разрушают те позитивные изменения, которые предполагалось осуществить в социально-экономическом развитии страны. Уклонение от уплаты налогов, отмывание «грязных» денег, осуществление этих и подобных деяний через оффшорные зоны, что безусловно влияет на весь социально-экономический комплекс, зримые примеры тех реальных негативных последствий, которые имеют такие преступления.  Следовательно, уголовное законодательство, которое предусматривает ответственность за хозяйственные преступления должно быть четким, продуманным, понятным для практиков и населения. Важно подчеркнуть, что это должно быть такое законодательство, которое никогда нельзя было бы  использовать в политических целях.

При этом нужно учитывать, что статья уголовного закона (уголовно-правовая норма) состоит из двух основных частей: диспозиции и санкции. В диспозиции описывается само преступное деяние, которое запрещено уголовным законом, а в санкции указываются те меры воздействия (наказания), которые могут последовать за совершение запрещенных деяний.

Традиционно, как правило, на всех уровнях, мы в основном анализируем диспозицию. И значительно реже – санкцию. Хотя, если говорить медицинским языком, важно не только установить правильный «диагноз», что позволяет сделать диспозиция, но и назначит правильное «лечение», которое записывается в санкциях.

Поэтому нужно отдать должно народному депутату С.В. Кивалову и его коллегам, которое обратили специальное внимание на проблемы, связанные с санкциями, установленными за отдельные хозяйственные преступления.

Так, статья 220-2 Уголовного кодекса Украины устанавливает ответственность за фальсификацию финансовых документов и отчетности финансовой организации, сокрытие неплатежеспособности финансового учреждения или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии финансового учреждения. За совершение этих деяний, установлено два вида основного наказания: штраф от восемьсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет и одно дополнительное наказание – запрещение виновному лицу занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет. 

Именно указанное дополнительное наказание, не согласовывается с теми установленными общими правилами, которые закреплены в основных положениях Уголовного кодекса Украины. Так, в нынешней редакции ст. 55 Уголовного кодекса четко закреплено, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от двух до пяти лет, а в качестве дополнительного наказания на срок от одного до трех лет. Лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительного наказания по делам, предусмотренным Законом Украины "Об очистке власти", назначается на срок пять лет. И правило, которые закреплено в ст. 54 Уголовного кодекса, должно обязательно распространяться на все санкции, которые закрепленных в конкретных статьях (нормах), чего сейчас нет.

В связи с этим, законопроект, внесенный народным депутатом С.В. Кивалом и его коллегами, призван урегулировать на законодательном уровне коллизии, которая возникла в связи с несогласованностью норм действующего Уголовного кодекса Украины, путем приведения норм Особенной части Уголовного кодекса Украины в соответствие положениям норм, определенных Общей частью Уголовного кодекса Украины. Как указывается в пояснительной записке к предлагаемому законопроекту, его принятие позволит повысить эффективность защиты конституционных прав граждан, а также внесет четкость при применении норм Уголовного кодекса Украины.

Анализируя этот законопроект, еще раз следует подчеркнуть, что одно слово в достаточно большом тексте статьи уголовного кодекса (уголовно-правовой норме), может играть важную роль в наказании конкретного виновного лица, осуществлении общей борьбы с преступностью и важно постоянно работать з законодательным материалом, добиваясь его совершенствования.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.