Минувшая политическая неделя характеризовалась небывалой антикоррупционной активностью. Главенствующим в череде этих событий было обвинение народного депутата Александра Онищенко в создании преступной группировки по расхищению газа на государственном предприятии «Укргазодобыча» и в реализации его через подставные фирмы, в незаконном обналичивании средств. Национальное антикоррупционное бюро сообщило, что по данному делу задержано уже 10 человек. Неожиданным было то, что Александр Онищенко сам явился в НАБУ и потребовал доказательств своей вины. Не тратя времени, Антикоррупционный прокурор подал через Генерального прокурора Украины Юрия Луценко в Верховную Раду представление о лишении Онищенко депутатской неприкосновенности, его задержании и аресте. Прокуроры стремились соблюсти все требования закона, поэтому явились в Регламентный комитет Верховной Рады вместе со своими заместителями, чтобы те помогли обосновать представление. На заседание прибыл и сам Онищенко вместе со своим адвокатом. Он, понятно, отвергал все обвинения, и позиция прокуроров в этом деле выглядела далеко не безупречной. Регламентный комитет все же рекомендовал вынести вопрос на пленарное заседание парламента.
Вечером Александр Онищенко был на заседании Регламентного комитета, а наутро появилось сообщение, что Онищенко якобы уже покинул страну. Долго ли, имея собственный самолет, слетать в Монако и обратно. Получается, что громоздкая процедура лишения народного депутата депутатской неприкосновенности позволяет обвиненным в коррупции избегать ответственности. В то же время, как мы помним, народный депутат Игорь Мосейчук по представлению Генерального прокурора был задержан прямо на заседании Верховной Рады.
Но после продолжительных сцен «умирания» на суде от якобы имеющихся у него болезней- выиграл Аппеляционный суд на предмет нарушения процедуры своего задержания. И теперь весьма бодрый, и здоровый на вид, как ни в чем не бывало, заседает в Верховной Раде, что называется, утерев нос всей нашей антикоррупционной системе. Так может произойти и с Онищенко. Антикоррупционеры явно поторопились с обвинением Александра Романовича, тем самым только спугнув его.
Создавая Национальное Антикоррупционное бюро и Антикоррупционную прокуратуру, власти твердили нам о независимости этих органов, о том, что они самостоятельны в своих действиях. Но вдруг выясняется, что Антикоррупционный прокурор является заместителем Генерального прокурора Украины и, следовательно, ему же подотчетен. Тогда о какой же независимости можно говорить? Первый звонок об этом общество получило после отказа НАБУ расследовать оффшорные скандалы, дескать, не наше это дело. Тогда чье же? Антикоррупционное законодательство Украины одно из самых жестких в Европе. Но скоро уже два года, как созданы антикоррупционные структуры, а результат нулевой: до сих пор не посажен никто из коррупционеров из высших эшелонов власти. Хотя именно для этих целей создавались НАБУ и национальное бюро расследований. Получается, как в горбачевской перестройке – где-то шумит, а вокруг тишина. Широко разрекламированная борьба с коррупцией у нас похожа на ловлю ботаником бабочек, когда весь луг вытоптан, а в сачке пусто.
У Генерального прокурора Юрия Луценко мало времени для того, чтобы доказать свою эффективность. Еще меньше его у НАБУ, от которого общество заждалось реальных дел. Иначе зачем тогда были продолжительные конкурсы по отбору кандидатов в эти структуры, миллионные ассигнования на антикоррупционные органы. И НАБУ сегодня активизировалось, пытаясь отвечать на запросы общества. С Онищенко, как видим, пока не удалось. Но тут подвернулись другие клиенты – руководители Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Главный санитарный врач Украины и глава Киевского департамента СЭС были задержаны в момент получения бюджетных средств, отмытых по разработанной этими лицами схеме. НАБУ снова вышло на первые полосы газет и на телеэкраны. Неизвестно, сумеют ли детективы доказать вину задержанных, но совместная с полицией операция продолжается, в региональных отделениях санэпидслужбы проводятся обыски. И люди видят, что антикоррупционные структуры не зря едят свой хлеб.
На днях заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроед выдвинула идею создания Антикоррупционного суда – это в дополнение к уже имеющимся антикоррупционным органам. Словно их в стране недостаточно. А в это время премьер-министр Владимир Гройсман создал обещанные «черное сотни» для внезапных проверок на таможнях, где мимо государственной казны проходят миллиарды. Но что власти ни делают, продажные таможенники все же находят уловки для пропуска контрабанды. И сегодня за рубеж товары уходят не только в ручной клади, в автомобилях, но и целыми эшелонами. Как, например, было с недавним задержанием вагонов с лесом-кругляком.
На днях Владимир Гройсман в Германии призывал местных бизнесменов инвестировать в Украину. Но много ли желающих найдется вкладывать свои деньги в страну, где процветает коррупция? Вопрос риторический.
Думается, значительным шагом в противостоянии с этим злом была бы отмена депутатской неприкосновенности. Ведь нам обещали это едва ли не все кандидаты в нардепы. Но лишь заняв свои кресла, напрочь забыли о своих обещаниях. Видимо, примеряют ситуацию на себя. И скольким нардепам, уличенным в неблаговидных делах, удалось под прикрытием этой самой неприкосновенности уйти от правосудия. Достаточно вспомнить того же Клюева.
На прошлой неделе задержана народный депутат ряда созывов Алла Александровская. Ее обвинили в сепаратизме и в подкупе депутатов Харьковского облсовета. И в качестве превентивной меры на два месяца упрятали в СИЗО. Неизвестно, подтвердятся ли обвинения, но видимость работы правоохранителей, как говорится, налицо.
В то же время непонятно, куда исчезают некоторые лица, вина которых очевидна. Например, первый заместитель председателя Николаевской облгосадминистрации Романчук. Он был задержан при получении взятки в размере 90 тысяч долларов. А при обыске у чиновника нашли подземные ходы сообщения между его виллами, в которых хранились чемоданы с валютой и золотом. На суде этот Герой Украины выглядел больным и был передан на попечение врачей.
Но затем непонятным образом исчез из поля зрения правоохранителей. И на фоне того, когда уволены со своих постов губернатор Николаевской области, прокурор и начальник областного управления полиции, про главного фигуранта дела, из-за которого и заварилась вся эта каша, ничего не слышно.
Запрос на борьбу с коррупцией в нашем обществе чрезвычайно высокий. И от правоохранительных органов ждут соответствия этим требованиям и предъявления конкретных результатов своей деятельности. В противном случае, вся эта борьба будет выглядеть не более, чем попытка понравиться западным партнерам.