Летом 2013 года, аккурат в разгар курортного сезона, знаменитая скульптурная композиция у Археологического музея «Лаокоон и его сыновья» в очередной раз была подвергнута нападению вандалов: сыну древнего грека отбили пальцы. Тогда же официально сообщалось, что «специалисты Управления по вопросам охраны объектов культурного наследия провели обследование памятника и составили акт, на основании которого будет подготовлена дефектная ведомость с определением объемов реставрационных работ».
Это был далеко не первый случай «нападения» на знаменитую скульптуру. Лаокоону вообще в Одессе как-то уж очень не везет. Даже наши писатели этой темы касались не раз. В «Одесских рассказах дяди Миши» В.Чиркова читаем о судьбе Лаокоона: «И почему, как голая скульптура, так обязательно отломают! Древние греки, я слышал, отбивали руки, а у нас всегда — это самое!».
Про «это самое» — не случайно. Именно «это самое» то и дело отбивали вандалы самому Лаокоону-старшему, когда он еще стоял на месте Пети и Гаврика в скверике на Преображенской. «Это самое» восстанавливали, его снова отбивали. Говорят, скульптор, занимавшийся реставрацией, даже заготовил несколько копий «этого самого», чтобы вовремя менять. Кстати, следы замены отчетливо видны на памятнике.
Вероятно, пришло время запастись реставраторам и другими частями тел всех участников знаменитой скульптурной композиции? Ведь недостающую часть руки одной из скульптур на композиции уже восстанавливали в 2006 году.
На сей раз одесская скульптура Лаокоона с сыновьями уже полтора года стоит, в очередной раз поврежденная вандалами. И ее до сих пор не реставрируют. Нам всем как-то не до Лаокоона?! А, может, судьба у Лаокоона такая? Ведь во многих путеводителях по Одессе и даже в Википедии оговаривается, что скульптурная композиция постоянно становится жертвой вандалов. Была даже идея установить ее в залах Археологического музея, а под открытым небом выставить копию из гипса или современных полимеров. Так, может, так и сделать, раз мы не в состоянии уберечь бедного древнего грека и его сыновей от вандализма? Сколько можно «любоваться» отломанными пальцами и следами прочих «ампутаций»?
Пока же к сказанному могу еще добавить, что в конце ноября минувшего года исполнительный комитет Одесского городского совета определил балансодержателя десяти памятников монументального искусства, которые являются объектами культурного наследия. Речь идет о памятниках, которые перешли на баланс Управления по вопросам охраны объектов культурного наследия. В их числе — и скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья».
Справка. Лаоко́онт (Лаокоон) — в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое, прорицатель, предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Скульптура в Одессе — это копия древнегреческой композиции на мифологический сюжет: троянский жрец и его сыновья борются со змеями. Оригинал создан Родосскими мастерами — Агесандром, Афондором и Полидором — в I веке до нашей эры. Копию подарил Одессе в XIX веке известный меценат, городской голова на протяжении 17 лет — Григорий Григорьевич Маразли. Первоначально скульптура находилась на даче Маразли, которая располагалась на Французском бульваре.