В верховной Раде Украины произошло из ряда вон выходящее событие – впервые за последнее десятилетие принят государственный бюджет страны на 2017 год, правда, пока только в первом чтении. Но, как говорится, зачин дело красит. В поддержку поданного Кабмином законопроекта высказались 245 народных депутатов. А дальше начинается самое интересное.
Во что обошлось стране такое единение нардепов? Ответ вся Украина получила минут через пятнадцать после голосования. Ибо почти сразу же было принято Постановление, согласно которому спикер парламента Андрей Парубий станет получать 43 тысячи гривен в месяц, а его заместители Ирина Геращенко и Оксана Сыроид – по 36 тысяч. Всем народным депутатам заработная плата повышена вдвое. Но это без учета размера средней зарплаты по стране, которая, как известно, составляет 5,3 тысяч гривен. Если же применить коэффициент средней зарплаты в сравнении с европейскими странами, то получается, что украинские депутаты получили повышение доходов более, чем в восемь раз. Это значительно больше, чем получают депутаты испанского, эстонского, датского, норвежского и многих других европейских парламентов.
Произошедшее, тем более, возмутительно на фоне тотального обнищания населения и обещаний власти лишь в декабре повысить социальные стандарты всего на 10 процентов. Но нардепы смогут получить свою прибавку уже с 1 ноября 2016 года. Не похоже ли это на политическую коррупцию и так называемый договорняк? Другими словами, вы проголосуете, как надо, и получите приварок.
Народных депутатов задобрили и другими бонусами. К примеру, мажоритарщиков соблазнили обещанием «отстегнуть» по пяток миллионов гривен на округ, чтобы те хорошо выглядели в глазах электората.
Как заявил глава фракции Оппозиционного блока Юрий Бойко, его коллеги откажутся получать повышенную зарплату. И на сей счет уже подан проект соответствующего Постановления, предусматривающего отмену скандального решения. Народные депутаты по-разному отреагировали на Постановление Верховной Рады. Так заместитель председателя фракции БПП Алексей Гончаренко считает, что народным депутатам, которые принимают решения на миллионы и миллиарды гривен, повешенная зарплата не повредит. И он не откажется от этих денег.
В свою очередь народный депутат Сергей Кивалов выступил с жесткой критикой закона про бюджет. Повышение заработных плат нардепам, он прокомментировал, как «пир во время чумы». Это является знаковым, ведь большая часть его заработной платы, как парламентария, идет на выплату стипендий детям-сиротам и другие благотворительные проекты.
Весьма цинично прокомментировал Постановление министр финансов Александр Данилюк: дескать, с вводом электронного декларирования доходов и расходов зарплата народных депутатов остается единственным источником их доходов. Хочется спросить у Александра Александровича: а у обобранных до нитки пенсионеров, которые получают каких-то тысячу гривен, есть другие источники доходов? Или правительство считает эту категорию граждан уже отработанным материалом и потому не заслуживающей внимания?
Как всегда, своего рода провокационное заявление сделал глава Радикальной партии Олег Ляшко: хотите наши голоса – поддержите наши требования. А это - сохранение льготного режима налогообложения для сельского хозяйства, возврат финансирования профтехучилищ за счет государственного бюджета, повышение зарплат учителям и медикам. Тем самым радикалы вроде и о людях заботятся, но и себя не забывают. Прозвучал и упрек в адрес оффшорных дельцов: самого министра финансов и главы Нацбанка Валерии Гонтаревой. Что тоже, наверное, сыграло свою роль в дальнейших решениях парламента. Как бы там ни было, а силовому блоку увеличили финансирование до 3 процентов ВВП. Однако, как ни старались, лоббисты из «Народного фронта», их законопроект о спецконфискации, который Парубий ставил на голосование несчетное количество раз, не был даже внесен в повестку дня сессии. Говорят, что нардепы опасаются, как бы решение о спецконфискации не ударило потом по ним самим.
Податели этого законопроекта даже особую наживку разработали для оппозиционеров. Естественно, в виде обещаний. Мол, на оборону из конфискованной сумму пойдет всего 30%. Но вместе с тем будет еще оказана безвозмездная разовая денежная помощь пенсионерам, получающим минимальную пенсию, учителям и медикам в преддверии отопительного сезона. Где-то по одной, две тысячи гривен. Однако на наживку никто не клюнул. Зато оппозиционеры потребовали проверки расходов на оборонные нужды. А то деньги выдаются, но никто не дает отчета об их использовании, ссылаясь на режим секретности. И народные избранники потребовали создания временной контрольной комиссии для выяснения эффективности этих затрат.
А с другой стороны сказались противоречия между народными депутатами. К примеру, ходят слухи, что проталкивающий данный законопроект одиозный нардеп Игорь Пашинский хотел бы тем самым легализовать продажу нефти конфискованной у младоолигарха Курченко, который ныне скрывается в России. Не всем нравится смотреть на то, как обогащаются коллеги по парламенту.
После первого чтения законопроект будет дорабатываться в комитетах и в Кабинете министров. Получено более чем на триллион поправок. Конечно же, все их просто невозможно принять во внимание. Но некоторые стоят того. В частности, нардепы упрекнули министра финансов в том, что из выделенных на поддержку агропромышленного комплекса пяти миллиардов гривен три с половиной миллиарда предназначается руководству АПК, то есть пойдут на кабинеты, новую мебель, автомобили.
Или взять вопрос налогообложения. Как известно, налог на доходы граждан составляет от 17 до 20 процентов. Но разработчики законопроекта почему-то забыли о дивидендах, за счет которых и живут многие украинские чиновники. И эти доходы во стократ превышают их зарплату. Именно дивиденды и надо обложить налогом, а не пенсии работающих пенсионеров.
Напомним, что брать налог с пенсии – сомнительное ноу-хау Арсения Яценюка, превзошедшего в новаторстве даже Петра Первого, бравшего налог на бороды.
Кстати, Арсений Яценюк на днях опять заставил говорить о себе. Придя в кулуары Верховной Рады, он на полном серьезе сказал, что Президенту следовало бы, образно говоря, надавить на свою фракцию в парламенте, чтобы та поддержала законопроект о спецконфискации. Вероятно, Яценюк забыл, что Украина не президентская, а президентско-парламентская республика. И никто не вправе указывать народным депутатам, за что им голосовать. Сам же Яценюк напомнил о себе и тем, что сфотографировался на скамейке, выполненной в форме кролика. Но если это – шутка Арсения Петровича, то не лучшая. А если – желание попиариться, то он уже оставил по себе недобрую память за два года премьерства.
Теперь уже пятьсот дней, как у страны новый премьер-министр, у которого дела идут значительно лучше, чем у предшественника. Хотя бы с тем же госбюджетом, который Яценюк ни разу не подал вовремя.