"Продам восемь тысяч данных"
"Продам базу элитных ресторанов и клубов Киева, постоянные клиенты, владельцы скидочных карточек с ФИО и мобильными номерами. 8390 контактов", — гласит одно из объявлений. "База страховой компании, Киев, 2013 год, 2300 контактов", — пишет еще один продавец.
"База людей, которые размещали депозиты в валюте и гривнях, 1500 контактов", "База ВИП-персон, владельцев VISA голдкарт, владельцев авто премиум-класса". Предлагают также базы СТО, которые обслуживают "лексусы" и "тойоты", владельцев квартир и клиентов известных банков. "Вести" провели эксперимент и попытались приобрести одну такую базу от имени новой службы такси, которую мы, по легенде, хотим запускать.
"Сколько вам номеров нужно? Две-три тысячи? Без проблем, у вас там будет все указано: ФИО, точный адрес и даже код домофона в подъезде", — рассказал "Вестям" автор одного из объявлений, предложив купить три тысячи контактов жителей центра столицы всего за 210 грн.
По словам нашего собеседника, новейшей базой он обзавелся, сотрудничая с компаниями по доставке питьевой воды на дом: "Люди в курсе — они же подписывают документ об обработке персональных данных, и никто не возражает", — уверен продавец.
Банки сотрудничают со страховыми
Киевлянка Алина Маслова рассказала "Вестям", что ей периодически звонят из банка и напоминают, что срок страховки авто подходит к концу. "Звонили 1-го числа и сообщили, что 4-го истекает страховка. А буквально через 20 минут мне перезвонил сотрудник страховой и уговорил продлить страховку. Я согласилась. Они прислали мне полностью заполненные документы, включая данные об остатке на банковском счете и кредитной задолженности. Такие данные страховая не могла получить без сотрудничества с банком. Я звонила руководству банка, оставляла жалобу", — рассказала она.
Негласно сотрудники банка говорят, что начальники отделов работы с клиентами сотрудничают со страховыми, получают процент от заключенных сделок и поэтому заинтересованы в том, чтобы передавать данные клиентов. "Я уже перестал в ресторанах и бутиках оставлять свои данные. Зачем им моя фамилия, мой телефон? Хотят, чтобы я стал их клиентом — тогда только мое имя и электронный адрес для рекламы. Не хотят — до свидания", — сообщил один из бизнесменов.
Скупают оптом
Замдиректора по информбезопасности IT-компании IQusion Геннадий Гулак говорит, что чаще всего информация может уходить либо через взломы хакеров, либо же через уволенных или обиженных сотрудников.
"Уволенные лица еще некоторое время имеют доступ к данным компании. По отдельности базы, как правило, не хранят, так как иногда нужно проводить большие акции, рассылать СМС. Поэтому пока уволенный сотрудник не заблокирован, он легко может все это скачать себе", — рассказывает Гулак.
Финансовый эксперт Василий Невмержицкий также считает, что данные из банков утекают через бывших сотрудников: "Если менеджер за время работы сопровождал сто человек, то он может перейти в другой банк и использовать эти контакты. Хотя информация о клиентах попадает под понятие банковской тайны и является строго конфиденциальной".
Один из продавцов рассказал, что базы продают как сами сотрудники магазинов, ресторанов, банков, так и скупщики этих баз. "Чтобы заработать на них, я, например, имею связи с сотрудниками банков, ресторанов, СТО, супермаркетом, даже фитнес-центром. Они пополняют мои базы каждый месяц-два, за это получают небольшую плату. А я делю на элитные номера и обычные. Сейчас много колл-центров, которые продают товары по телефону. Они скупают базы оптом, за тысячу номеров 2–3 тысячи гривен", — сказал продавец.
Юристы: лишних данных лучше не оставлять
В Нацполиции говорят, что уже фиксировали случаи перепродажи личных данных, но подробностей не разглашают. Юристы же опасаются, что проданные данные могут попасть в руки мошенников или грабителей. "Там есть мобильный телефон, по которому вас можно шантажировать. А уж если есть и адрес, да еще и код на подъезде, то вашу квартиру легко ограбить, ведь они знают, что вы пользуетесь элитным СТО или ходите в дорогой ресторан", — говорит юрист Александр Карпюк.
Эксперты считают, что во многом виноваты сами клиенты.
"Получая скидочную карту или подписываясь на услуги в магазинах, вы заполняете анкету с большим количеством ненужных данных. Стоит обращать внимание на то, какие персональные данные вы оставляете и действительно ли есть в этом необходимость", — сказал "Вестям" заместитель директора по вопросам информационной безопасности Украинской межбанковской ассоциации "ЕМА" Алексей Красюк.
Строже всего обстоит дело с банковской тайной. По словам адвоката компании "Иляшев и Партнеры" Александра Выговского, банки обязаны заботиться о сохранении данныхклиентов и ограничивать круг лиц, которые имеют к ним доступ.
"В случае разглашения банком банковской тайны клиент имеет право требовать от банка возмещения убытков и морального вреда. Поэтому клиент, у которого есть основания полагать, что его данные, которые он передал банку в процессе его обслуживания, попали к третьим лицам без его согласия, вправе подать в банк заявление с требованием возместить ему причиненные убытки и/или моральный вред. И даже может обратиться в суд. И такие дела, кстати, уже есть", — сообщил Выговский.
По словам адвоката, раскрытие банковской тайны может повлечь уголовную ответственность — штраф от одной до трех тысяч необлагаемых минимумов (17 000–51 000 грн). "В последнее время практика открытия уголовных дел по факту разглашения банками сведений, содержащих банковскую тайну, становится все более распространенной".