Подать электронные декларации необходимо до конца октября 2016 года. После чего электронные анкеты не будут приниматься, я вся вина за это ляжет на тех, кто не выполняет закон об электронном декларировании имущества, заявила глава Национального Агенства по предотвращению коррупции Наталья Корчак.
Первым электронную декларацию заполнил известный украинцам по Майдану, а ныне народный депутат Михаил Гаврилюк, а в народе просто казак. Казак Михаил Гаврилюк декларацию составил, за что пресса его дружно хвалила. Но вдруг выяснилось, что анкеты он заполнил неправильно. Хотя там и указывать было по сути нечего: небольшая квартирка в «хрущевке» и кое-какие сбережения. В отличие от Гаврилюка другим народным депутатам и чиновникам есть что скрывать от общественности. И потому они до последнего надеялись, что закон, который принимался с такими трудностями, все же будет отменен или хотя бы послаблен. И откладывали декларирование на потом. При этом декларанты жаловались на сбои в работе сайта Национального Агенства по предотвращению коррупции, непонятность вопросов в анкетах и порядка их заполнение. Словом, делали все, чтобы избежать нежелательной процедуры. Сам министр юстиции Украины Павел Петренко вместе с помощниками долго корпел над электронной декларацией, пока, наконец, не отправил злополучные анкеты. Электронную декларацию о своем имуществе подал и глава Верховной Рады Андрей Парубий, который для этого специально вышел из больницы. Парубию удалось это лишь на вторые сутки ночного бдения. Самым находчивым оказался министр информационной политики, кум Президента Юрий Стец – все манипуляции с компьютером делал под прицелом видеокамер, что было доказательство его желания выполнить закон, если случится облом.
Все разговоры относительно сложности и невозможности выполнить закон об электронном декларировании имущества сразу прекратились, как только свою декларацию подал премьер-министр Владимир Гройсман. Чиновники поняли, что дальше ждать нечего и разом бросились к своим компьютерам. От перегрузки сервер Агенства начал давать сбои. Но ведь у декларантов было несколько месяцев для того, чтобы задекларировать свое имущество. И теперь пенять они могут только на самих себя. И как бы им того не хотелось, народные депутаты и чиновники вынуждены показывать свои «статки». Наверняка не горел желанием показывать их и сам Владимир Гройсман, но все же задекларировал несколько квартир, земельных участков и автомобилей, находящихся в собственности семьи. А также крупную сумму в валюте. Относительно нее у общественности возникают вопросы. Ведь с 2005 года Владимир Борисович находится на государственной службе. А госслужащим, как известно, запрещено заниматься бизнесом. А заработать столько валюты на зарплату государственного чиновника попросту невозможно. Или у нас, как в том анекдоте: папа работает, а дома потихонечку шьет .
Подобные вопросы можно адресовать и ряду министров. А также главе Национального банка Валерии Гонтаревой. Словно подгадав к крайнему сроку подачи электронных деклараций, руководитель фракции «Батькивщина» в очередной раз высказалась за отставку Гонтаревой, обвиняя ее в раскручивании инфляции, намеренной ликвидации семидесяти коммерческих банков и в неправомерном рефинансировании ряда финансовых учреждений. Якобы, из-за этого многие банки стали банкротами, а деньги сразу же были выведены в оффшоры. И таким путем, утверждает Юлия Владимировна, туда утекло более трехсот миллиардов гривен.
В своих претензиях к Валерии Гонтаревой Тимошенко объединилась с народным депутатом, бывшим губернатором Донецкой области Сергеем Тарутой. За рубежом был издан красочно оформленный журнал под названием Гонтарева. В нем приводились всевозможные схемы увода денег из государственной казны и, конечно же, обвинения в адрес главы Национального банка. Это отрицательно повлияло на имидж Украины и, возможно, на приезд миссии Международного Валютного Фонда. Из штаб-квартиры международного кредитора сообщили, что задержка с приездом миссии в Киев откладывается на неопределенный срок. Скорее всего, из-за украинских проблем с коррупцией, побороть которую призван закон об электронном декларировании народными депутатами и чиновниками своего имущества. И невыполнение этого закона ставит под угрозу предоставление Украине безвизового режима, который и без того несколько раз откладывался. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что долгожданный режим будет, наконец, предоставлен двадцать четвертого ноября, на саммите Евросоюза.
По иронии судьбы в эти дни Валерия Гонтарева дала интервью о том, что Киев ожидает еще один транш Международного Валютного Фонда в размере 1,3 миллиардов долларов. Но дождется ли теперь украинская казна этого кредита? На днях появилось сообщение, что в поместье заместителя Гонтаревой госпожи Рожковой полиция неожиданно произвела обыск. Сама Рожкова вряд ли успела к тому времени подать электронную декларацию. Однако, как говорится, дыма без огня не бывает. Скандал разгорелся и в ведомстве, где должны проверять электронные декларации государственных чиновников и народных депутатов. Выясняется, что Наталья Корчак премировала себя и сотрудников в размере нескольких должностных окладов – якобы, за ударную работу. Но о том, что их работа была отнюдь не ударной, говорят сами декларанты – мол, то сайт завис, то текст декларации пропадает. Глава Национального Агентства обвиняет в этом Государственную службу связи. А сама постоянно просила у Кабинета министров выделения дополнительных средств – якобы, на приобретение нового сервера. В связи с этим бывший народный депутат Евгений Червоненко, со ссылкой на руководство Государственной фискальной службы говорит, что в этом ведомстве документооборот гораздо больше, нежели в Агентстве по предотвращению коррупции. Однако там ничего не зависает и не пропадает. Ибо тамошние специалисты трудятся за гораздо меньшую зарплату и без премий, зато со знанием дела. В связи с этим у некоторых народных депутатов возникла крамольная мысль: а почему бы Национальному антикоррупционному бюро не проверить своих коллег из ведомства Натальи Корчак. Наверняка открылось бы много интересного. Полезным было бы и соревнование двух антикоррупционных структур. Ранее Национальное антикоррупционное бюро соперничало с Генеральной прокуратурой. А теперь возможен еще один фигурант противостояния на антикоррупционном фронте.
Но в любом случае обществу это пошло бы на пользу. Ведь реформы движет конкуренция. И чем больше расхитителей бюджетных средств окажется за решеткой, тем быстрее Украина очистится от коррупции.