Сегодня, 7 декабря 2016 года, состоялась XII сессия Одесского городского совета. Одним из вопросов повестки дня сессии стало принятие решения «О бюджете города Одессы на 2017 год».
Информация к проекту решения
Согласно ст. 76 Бюджетного кодекса Украины, проект решения городского совета «О бюджете на соответствующий период» перед рассмотрением его на сессии городского совета должен быть рассмотрен и одобрен исполнительным комитетом Одесского городского совета.
27 октября 2016 года состоялось заседание исполнительного комитета Одесского городского совета. Одним из вопросов повестки дня было внесение на рассмотрение горсовета проекта решения «О бюджете города Одессы на 2017 год».
Проект решения Одесского городского совета «О бюджете города Одессы на 2017 год» был рассмотрен и одобрен, в соответствии с этим было принято решение № 304 «О внесении на рассмотрение Одесского городского совета проекта решения «О бюджете города Одессы на 2017 год», которое размещено на сайте.
Четкость критериев и прозрачность бюджетного процесса на всех стадиях, возможность для всех заинтересованных сторон участвовать в консультациях по распределению бюджетных средств и обнародование результатов таких консультаций, лучше понять и оценить аргументацию сторон, услышать оценки экспертов, детальнее разобраться в задекларированных бюджетных приоритетах и реальности их финансирования в наступающем году - необходимые условия повышения доверия к цифрам, которые закладываются в главном финансовом плане города.
С этой целью в ноябре были проведены: информационно-разъяснительный семинар с депутатами Одесского городского совета по вопросу формирования бюджета города Одессы на 2017 год;
- заседание круглого стола с учеными и представителями налоговых служб «Особенности формирования бюджета города Одессы на 2017 год», а также пресс-конференции и брифинги с представителями средств массовой информации.
Верховной Радой Украины на сегодняшний день не принят Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2017 год», в связи с чем вносятся соответствующие изменения в проект решения Одесского городского совета «О бюджете города Одессы на 2017 год» в части изменения объемов доходной и расходной частей и межбюджетных трансфертов, а именно: объёмы образовательной, медицинской субвенций, реверсной дотации устанавливаются на уровне показателей 2016 года .
(Справка: в соответствии со статьей 77 Бюджетного кодекса Украины определено: если до 1 декабря года, предшествующего плановому, Верховной Радой Украины не принят закон о Государственном бюджете Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий местный совет при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают объемы межбюджетных трансфертов (образовательная субвенция, медицинская субвенция, субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты, базовая и реверсная дотации), определенные в Законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период).
В указанном проекте решения объем бюджета города Одессы на 2017 год определен без учета всех субвенций на государственные программы социальной помощи, таких как: субвенция из государственного бюджета на выплату помощи семьям с детьми, субвенция из государственного бюджета на предоставление льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
(Справка: в бюджете города Одессы на 2016 год на выполнение указанных программ утверждены ассигнования (с учетом изменений) в сумме 1 104,5 млн. грн.).
Основные параметры бюджета города Одессы на 2017 год следующие.
Объем бюджета города Одессы:
- по доходам – 6 239 662,6 тыс. грн., в т.ч. по общему фонду – 5 963 850,5 тыс. грн., из них:
- образовательная субвенция - 758 584,0 тыс. грн. (объем бюджета увеличивается по доходам и расходам на 128 692,0 тыс. грн.);
- медицинская субвенция - 670 066,5 тыс. грн. (объем бюджета уменьшается по доходам и расходам на 39 904,0 тыс. грн.);
- по специальному фонду – 275 812,1 тыс. грн.;
- по расходам – 6 157 526,087 тыс. грн., в т.ч. по общему фонду – 4 917 378,0 тыс. грн., в том числе:
- реверсная дотация - 132 213,7 тыс. грн. (уменьшаются расходы по реверсной дотации на 24 358,0 тыс. грн.);
- по специальному фонду – 1 240 148,087 тыс. грн.
Доходная часть бюджета города на 2017 год сформирована в соответствии с действующим на сегодня налоговым и бюджетным законодательством, структура доходов остается стандартной, изменений ни в источниках доходов, ни в нормативах отчислений нет.
Почти 80% бюджета города Одессы на 2017 год формируют поступления общего фонда.
Прогнозные показатели доходов общего фонда бюджета г. Одессы (без учета всех межбюджетных трансфертов) составляют 4 535,2 млн. грн. или 108,6% к ожидаемым поступлениям за 2016 год.
Указанный темп роста учтен Министерством финансов Украины при формировании показателей местных бюджетов на 2017 год.
При этом в рамках дальнейшей реализации реформ межбюджетных отношений продолжается передача полномочий государства органам местного самоуправления в пределах полученного финансового ресурса без выделения дополнительного финансирования из государственного бюджета.
Так, дополнительная нагрузка, а это 446,0 млн. грн., которая легла на бюджет города Одессы уже в текущем году, а также сохраняется и на 2017 год:
- содержание профессионально-технических учебных заведений – 100,0 млн.грн.;
- питание детей в общеобразовательных учебных заведениях (кроме льготной категории детей) – 60,0 млн. грн.;
- компенсация за льготный проезд отдельных категорий граждан – 56,0 млн. грн.;
- финансовая поддержка КП «Теплоснабжение города Одессы» – 230,0 млн. грн.
В соответствии с проектом государственного бюджета Украины в проекте бюджета города Одессы на 2017 год предусмотрены расходы, финансирование которых в 2016 году осуществлялось за счет средств образовательной и медицинской субвенций из государственного бюджета или вообще не финансировались из бюджета города, это:
- оплата коммунальных услуг и энергоносителей учреждений здравоохранения и учебных заведений -167,0 млн. грн.;
- содержание обслуживающего персонала общеобразовательных учебных заведений и другие расходы по содержанию учреждений (за счет средств государственного бюджета определяется содержание только педагогического персонала указанных учреждений) - 103,0 млн. грн.;
- питание льготной категории детей в общеобразовательных учебных заведениях - 30,0 млн. грн.
Дополнительная нагрузка на бюджет 2017 год – 300,0 млн. грн.
Таким образом, для обеспечения надлежащего финансирования дополнительно переданных вышеуказанных полномочий в проекте бюджета города Одессы на 2017 год предусмотрено более 730,0 млн. грн.
При обсуждении проекта Закона о государственном бюджете Украины на 2017 год после первого чтения благодаря поддержке Ассоциации городов Украины и депутатов Верховной рады Украины удалось отстоять интересы местных бюджетов в части финансирования санаториев Министерством здравоохранения Украины. И в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», поданном на рассмотрение Верховной Раде Украины во втором чтении, уже не предусматривается финансирование санаториев за счет местных бюджетов (для бюджета города Одессы это 170,0 млн. грн., в связи с чем эти расходы исключены из расходной части бюджета города).
Бюджет города Одессы имеет очень четкую структурированность, четкие приоритеты, которые определялись, исходя не из объемов финансирования, а из необходимости реформирования и развития соответствующих направлений жизни города.
Расходная часть бюджета города Одессы на 2017 год сформирована на принципах концентрации средств на следующих основных направлениях:
- социальная направленность;
- реализация проектов, способствующих развитию экономики города;
- инвестирование в качество жизни людей;
- реализация Стратегии экономического и социального развития города Одессы до 2022 года.
Начиная с 2015 года, за счет полученного дополнительного ресурса, благодаря финансовой децентрализации Одесским городским советом создается дорожный фонд, источниками которого являются: акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров и налог на имущество в части транспортного налога.
Прогнозный объем дорожного фонда на 2017 год составит 440,1 млн. грн., что на 27,0 млн. грн. или на 6,5% больше, по сравнению с ожидаемыми поступлениями за 2016 год, и в 1,5 раза больше фактических поступлений за 2015 год.
Это даст возможность создать благоприятные условия для обеспечения безаварийного транспортного движения, которое, прежде всего, зависит от качества дорог, своевременно проведенного ремонта и реконструкции.
В бюджете города Одессы на 2017 год с целью сохранения социальной направленности предусмотрено финансирование в полном объеме мероприятий по реализации Городской целевой программы предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения города Одессы.
3 ноября проект госбюджета на 2017 год подан в Верховную Раду Украины для рассмотрения во втором чтении, который предусматривает ряд новаций: увеличение минимальной зарплаты вдвое — до 3200 гривен.
6 декабря Верховная Рада Украины приняла законопроект о повышении с 1 января 2017 года минимальной заработной платы до 3 200 грн. (законопроект № 5130 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»).
После принятия Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2017 год» в пакете с другими законопроектами в решение Одесского городского совета «О бюджете г. Одессы на 2017 год» будут внесены соответствующие изменения и уточнения.