Министр инфраструктуры Владимир Омелян пытается сохранить влияние на железнодорожное ведомство и грозит правительству судом.
Что произошло?
В Кабмине разгорелся конфликт из-за решения правительства переподчинить себе “Укрзализныцю”, забрав ее из-под влияния Министерства инфраструктуры. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, который теряет рычаги влияния на крупнейшего перевозчика в стране, выразил резкое несогласие и пообещал, что может обратиться в суд.
Как это было сделано?
Решение о переподчинении “Укрзализныци” было принято на заседании правительства неделю назад. Оно не отличалось публичностью — утром было проведено заседание, на котором был утвержден новый устав “Укрзализныци”, согласно которому железнодорожное ведомство переходит в подчинение Кабинету министров.
Вопрос об изменении устава “Укрзализныци” на заседании Кабмина докладывал вице-премьер-министр и министр экономического развития и торговли Степан Кубив.
Омелян отметил, что сотрудники Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) ничего не знали о готовящейся передаче и, соответственно, не готовили подобного проекта документа. Министр инфраструктуры напомнил, что случай с “Укрзализныцей” — не первый, в сентябре прошлого года также кулуарно было принято решение о передаче из подчинения “Нафтогаза Украины” компании “Укртрансгаз” Кабмину.
Что говорит министр инфраструктуры Владимир Омелян?
Омелян заявляет, что передача “Укрзализныци” под управление Кабмину остановит реформу госкомпании: “То, что происходит сейчас — это не переход “Укрзализныци” из-под контроля одной партии к другой. Это вопрос реформы — быть ей или нет”. Министр отмечает, что сегодня процесс корпоратизации “Укрзализныци” уже остановился, как и борьба с коррупцией на железной дороге. “Мы видим, что реформа не происходит. Мы видим, что корпоратизация остановлена. Мы видим, что экономические показатели ухудшаются, ситуация с коррупцией не улучшается”, — сказал он.
По словам министра, обещанной председателем правления “Укрзализнцыци” Войцехом Балчуном экономии средств госкомпании в 7 млрд. гривен благодаря снижения уровня коррупции на самом деле не произошло. Чтобы показать видимость достижений, руководитель “Укрзализныци”, по мнению Омеляна, прибег к подтасовке отчетности — отчетность за 2015 год, которая показала убытки в 16 млрд. гривен, была проведена по международным стандартам, тогда как отчетность за 2016 год, согласно которой “Укрзализныця” получила прибыль в 300 млн. гривен — по национальным стандартам.
Вчера министр в интервью информагентству УНИАН заявил, что если премьер подпишет решение о передаче “Укрзализныци” из подчинения министерства, то он намерен обратиться в суд.
Министр уточнил, что данное решение было принято на экстренном заседании Кабмина с нарушением всех формальных требований регламента проведения таких заседаний. При этом он отметил, что голосовал за это решение, при условии направления соответствующего документа на предварительное согласование Мининфраструктуры.
“Когда мы получили все документы — кстати, в Минэкономразвития их тоже не было; интересный вопрос: кто готовил этот документ? Мы проработали документы и предоставили свои возражения в однодневный срок... Если это распоряжение будет подписано, то это нарушение закона, которое предусматривает ответственность. В любом случае, мы будем публично информировать общественность о том, что происходит на “Укрзализныце”, будем также готовиться к судебному иску и доказывать в суде свою правоту”, — сказал он.
Однако на сегодняшнем заседании правительства Омелян ни словом не обмолвился о том, что будет обращаться в суд.
Откуда Омелян пришел в правительство?
Владимир Омелян был назначен на должность министра инфраструктуры в апреле 2016 год по квоте “Народного фронта”. По некоторым данным, сейчас Омелян отошел от “Народного фронта” и ищет политических сторонников среди разных групп влияния во власти.
До этого Омелян с июня 2012 года по март 2014 года работал заместителем директора департамента по обеспечению деятельности министра финансов. Тогда министром финансов был Юрий Колобов, которого вместе с другими экс-чиновниками близкими к семье Януковича СБУ подозревает в растрате госбюджета. До декабря 2014 года Омелян был руководителем службы Кабмина, после чего был назначен замминистра инфраструктуры.
Были ли ранее конфликты у Омеляна с правительством?
Министр инфраструктуры в начале декабря прошлого года заявил, что недоволен назначением на должность государственного секретаря министерства Андрея Галущака, который победил в соответствующем конкурсе. “Мы не будем с ним вместе работать, в любом случае. Посмотрим по результатам, но, думаю, правительство примет правильное решение, и мы исключим в дальнейшем такие резонансные назначения”, — сказал он. Омелян заявил, что ему непонятен выбор конкурсной комиссии, поскольку министерство хотело на эту должность кандидатуру с другими качествами: “Я был очень удивлен как процедурой, так и результатом. Это выходит за рамки здравого смысла”.
Однако Галущак продолжает работать на своей должности и даже комментировал для журналистов переподчинение “Укрзализныци”.
Что говорит председатель правления “Укрзализныци” Войцех Балчун?
Руководитель “Укрзализныци” заявляет, что руководство Министерства инфраструктуры тормозит реформы на железнодорожном транспорте, и все обвинения со стороны Омеляна не имеют под собой никаких оснований. “Публичная полемика в стиле “сам дурак” для меня абсолютно неприемлема. Я приехал в Украину работать ради реформы одной из мощнейших железных дорог мира, а не для дискуссий в унизительном тоне. С саботажем, блокированием, промедлением мне довелось столкнуться на самом высоком министерском уровне”, — заявил Болчун.
Глава “Укрзализныци” отметил, что все реформы, которые удалось провести, стали возможными только благодаря личной поддержке премьер-министра Владимира Гройсмана.
Какое решение было принято?
В итоге Гройсман принял решение подчинить “Укрзализныцю” непосредственно Кабинету министров, что, по его мнению, исключит влияние на компанию проблем в личных отношениях различных чиновников. “Правительство приняло решение, и я его подпишу”, — сказал Гройсман.
При этом на заседании Кабмина премьер отметил, что Омелян, в отличии от Балчуна, не имеет достаточного опыта в управлении железными дорогами. Сначала он поинтересовался у Балчуна, где тот работал в последние годы. Балчун ответил, что возглавлял наблюдательный совет корпорации PKP S.A., был главой правления компании PKP Cargo, а также председателем совета директоров авиакомпании LOT.
“А вы где работали?”, — спросил затем Гройсман у Омеляна. Омелян пытался уйти от прямого ответа, заявив, что “работал в правительстве”, а затем, после настойчивого требования премьера ответить на вопрос, припомнил службу в аппарате Министра Кабинета министров, замом директора департамента Минфина и другие посты.
Согласно размещенной на сайте Мининфраструктуры биографии Омеляна, с июня 2012 года по март 2014 года он работал заместителем директора департамента по обеспечению деятельности министра финансов. Тогда министром финансов был Юрий Колобов, которого вместе с другими экс-чиновниками СБУ подозревает в растрате госбюджета. До декабря 2014 года Омелян был руководителем службы Кабмина, после чего был назначен замминистра инфраструктуры, а министром он стал в апреле 2016 года, после ухода с этой должности Андрея Пивоварского.
“У вас нет экспертных знаний по железной дороге”, — сделал в итоге вывод Гройсман.
Премьер призвал Омеляна не заниматься склоками. “Склоки оставляйте дома. Когда галстук одеваете, выходите из дома на работу, склоки на полочку положили, поработали конструктивно, вернулись домой, и желательно, чтобы склоки выбросили в окно”, — сказал он.
При этом премьер напомнил Омеляну, что первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов является председателем наблюдательного совета “Укрзализныци”, и таким образом некоторое влияние на “Укрзализныцю” со стороны Министерства сохраняется. Также премьер дал понять, что кроме “Укрзализныци” у Омеляна и так много работы — ремонт дорог и авиатранспорт.
Скорее всего, Омелян уже всерьез не рассчитывает вернуть себе влияние на “Укрзализныцю” в ближайшее время. Главная его задача пиар на будущее. В целом и Балчун больше занимается пиаром, однако, он в гораздо более проигрышной ситуации, поскольку его реформаторство, которое совершенно не затронуло пассажирские перевозки, никого не касается. Зато заявлениями о возможном подорожании пассажирских билетов Балчун настроил против себя “широкие массы”.