Можно сколько угодно спекулировать на теме оккупации, говорить о российских военных на Донбассе, но факт остается фактом – несмотря на российское вмешательство, в восточных регионах по-прежнему остается наше население, там все еще проживают граждане Украины, и именно Украина несет ответственность за их дальнейшую судьбу. К сожалению, страна не спешит выполнять Минские договоренности и налаживать ситуацию на Востоке. У наших властей на сегодняшний день нет политической воли покончить с военными действиями и приступить к мирному разрешению конфликта. Более того, с недавнего времени, дремавший конфликт вновь обострился, вошел в активную фазу.
Возобновившиеся военные действия неизбежно ведут к новому потоку беженцев. Принимать их, как обычно, придется «спокойным» регионам страны, в том числе и Одесской области. Но сможем ли мы принять новую волну переселенцев? Ведь и с теми, кто прибыл раньше, едва справлялись.
Нет ничего более постоянного, чем временное явление?
—Мы живем в Авдеевке, — рассказывает многодетная мать Ольга Дюжикова. – Здесь сейчас ситуация совсем тяжелая. На грани гуманитарной катастрофы. Обстрелы. Перебои с теплом, электричеством, водой. Наш дом разрушило снарядом. Семья чудом осталась жива. Мы и не думали никогда, что по нашему дому могут вестись обстрелы. Все произошло внезапно. Я только зашла в зал к детям и услышала, что на балконе стекла посыпались. Кричу мужу в телефон: «У нас стекла посыпались». Хватаю двух малышей. Не знаю, откуда у меня столько сил взялось поднять и шестилетнюю дочку,и двухлетнего ребенка. Схватила и побежала в туалет...
В ближайшее время семья Ольги Дюжиковой может переехать в Одессу. Поселятся, скорее всего, в бывшем общежитии порта, что на Успенской, 4, где вот уже полгода проживают более ста человек – беженцы из Донецкой и Луганской областей.
Для того, чтобы воочию убедиться, в каких условиях живут эти люди, мы отправились в общежитие.
Нас встречает 81-летняя Евдокия Денисова, за плечами у которой 45 лет работы на шахте, уютный дом, налаженный быт. Все это пришлось бросить еще летом 2014...
— Я из Донецка, - рассказывает пожилая женщина, - с самой передовой, с Киевского района, где аэропорт. Дом разбомбили, и мы переехали сюда. Хорошо, что у нас была своя машина Газель. Мы сели и поехали в Одессу. Здесь, нам все говорили, тихо, солнечно. Одесса принимает беженцев, дает жилье. Мы очень благодарны Одессе и одесситам. Без внимания они нас не оставляют.
…Холодные коридоры, наспех отгороженные комнаты, минимум комфорта. Конечно, дома у этих людей все было по-другому. Но сейчас они в один голос говорят: спасибо и на том! Живут большой семьей в общежитии на Успенской, благодарят и за это.
Есть среди беженцев и те, кому удалось хорошо устроиться, найти собственное жилье, приличную работу. У Юрия Филимоненко, строителя, промышленного альпиниста, за спиной два года скитаний по съемным квартирам. Сегодня он уверен, что черная полоса позади. Есть новая работа, теплое жилье, дети ходят в школу. В Одессу Юрий приехал в 2014, в кармане у него тогда было 50 грн.
— Приехал, работал там, где берут, потому что донецких вообще на работу не хотели брать. Не то, что паспорт – как только говор наш донецкий слышали, сразу отказывали. Потому что очень много людей из нашего региона плохо себя зарекомендовали. Я случайно попал подсобником к одному парню. Втянулся, начал работать, потом он меня научил.
Сухо, тепло и небо без самолетов – беженцы благодарны и за это
Трехэтажное строение на Успенской может принять еще не один десяток семей. Но есть нюансы, связанные с юридическим статусом бывшего общежития.
—Мы пришли в это пустующее здание, провели собственное расследование, — рассказывает Юлия Пятаченко, глава организации «Донбасс-Одесса - Новая жизнь». – Здание было неофициально выставлено на продажу. Нам даже озвучивали цену – больше 5 млн гривен. И столько же нужно было вложить в ремонт. Сейчас мы ведем диалог с властями, областным советом. Просим, чтобы нам предоставили это здание под социальное жилье. Хотим платить по счетам за потребленное электричество и воду.
Компактно проживают переселенцы и в Фонтанке. С осени 2014 года более 50-ти человек обустраивают свой быт на месте бывшей школы для детей с особыми потребностями. Переселенцы из Донбасса просят Министерство образования Украины как можно быстрее решить вопрос со статусом помещения. Сегодня за свет люди платят по тарифам предприятия, а это очень дорого. Тем временем куратор общины Анна Кулагина проводит экскурсию по дому.
—Если вдруг кому-то негде будет жить, кого-то постигнет очередная беда на Донбассе, мы готовы принять этих людей здесь. Да, я понимаю, что здесь все нужно ремонтировать, стены шпаклевать. Но здесь сухо, здесь тепло, есть свет, вода. Здесь есть крыша над головой. И… есть небо без самолетов – это самое главное!
Переселенцам, которые разбросаны по всей Одессе и не живут компактными группами, еще тяжелее. Поиск работы для многих дончан и луганчан затянулся, а решать бытовые вопросы в одиночку —задача практически непосильная.
Конечно же, одесситы пытаются помочь этим людям, чем могут. Есть множество благотворительных, общественных организаций, которые оказывают помощь. Собирают вещи, медикаменты, передают продукты. Очень серьезную помощь оказывает и Одесская епархия.
Но зачастую переселенцам из зоны АТО нужна не только материальная помощь. Они нуждаются и в юридической поддержке. При Юридической клинике НУ «ОЮА» работает антикризисный центр помощи переселенцам из Донецкой и Луганской областей. На сегодняшний день здесь получили помощь уже более 500 человек.
Впрочем, главное и для жителей Донбасса, и для тех, кто временно сменил место жительства, и для тех, кто остается в очаге конфликта, —полное прекращение боевых действий! Главное – мир!
—Мы хотим спокойно жить, сами строить свое будущее, — говорит Елена Кулагина. – Хотим работать, воспитывать своих детей. Мы хотим жить так, как живут все люди в Украине. А еще —мы хотим для наших детей и внуков мирного детства, мирного неба над головой. Чтобы наконец закончилась эта вакханалия с убийством мирных жителей. Мы устали жить в страхе, в неведении, каждый день ожидать, что может что-то случиться.
Главное желание переселенцев – мир!
—Меня зовут Елена Кулагина, я представляю Всеукраинскую коллегию людей с ограниченными возможностями «Социальная солидарность». - Я переселенка, и хочу сказать о том, что наши люди приехали в 2014 году в Одесскую область с надеждой, что они пробудут здесь короткое время и вернутся домой. Но так называемая антитеррористическая операция продлилась до настоящего времени. Военные действия не заканчиваются. Люди уже устали от военных действий, от нестабильности, от того, что у них нет своего дома. Мы все очень хотим мира!
—Я Александр Капустин, представляю Общественную организацию «Европейский Союз Адвокатов-Христиан». Мы обращаемся к властям, ко всем, кто нас слышит с просьбой о мире! Все люди устали от войны, мы хотим мирного неба и солнца.
—Я, Ольга Николаевна Луц, руководитель Одесской областной Организации «Инвалиды надежды в будущее». В нашей стране огромное горе. Каждый день погибают люди, разоряются чьи-то дома, дети сидят в подвалах —холодные, голодные и раздетые, льется кровь, армия инвалидов возрастает ежедневно. Я прошу, призываю всех, кто слышит: давайте это все остановим, давайте восстановим мир!
—Я, Юлия Пятаченко, глава Общественной Организации «Донбасс–Одесса–Новая жизнь». Очень хочется обратиться к тем людям, которые могут остановить войну. Мы хотим, чтобы наш дети не боялись салютов, чтобы они радовались салютам, а не прятались под кровать. Мы просим всех – прекратите войну!
Я, Анжелика Жукова – координатор общественного штаба помощи переселенцам «Содружество» (ул. Конная, 13). Хотелось бы, чтобы наше государство наконец-то обратило внимание на нужды людей, которые вот уже три года вынуждены скитаться по всей Украине. Ведь сегодня переселенцы живут не только в Одессе, есть люди, которые сменили несколько городов. Многие приезжают и не могут устроиться: жилье дорогое, зарплаты низкие. В нашей области государственную власть представляет Одесская обгосадминистрации. Для начала хотелось бы хотя бы наладить работу с ними. Мы ждем от них принятия программы адаптации переселенцев. Ну а сами переселенцы… конечно, больше всего им хотелось бы, чтобы война прекратилась, и они смогли вернуться домой!
—Я, Софья Александровна Маркина, представляю Общественную организацию «Объединение инициативных переселенцев «Хорошие люди». Хочу сказать от имени людей, состоящих в моей организации, моих родственников, живущих на Донбассе, людей, которые выехали в различные регионы Украины, в Россию. Мы требуем прекратить этот кровавый бизнес! Никак иначе эту войну назвать нельзя. Наши дети должны понимать, что у них есть будущее. Взрослые должны понимать, что у них есть планы, которые не разрушатся в один миг. Что они имеют право строить свою жизнь так, как они этого хотят, а не так, как диктуют нам третьи лица. Прекратите войну! Дайте людям мир!