Інформація до новини
11-04-2017, 14:00

Ганс Христиан Андерсен: «Я заплатил за сказки непомерную цену»

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Ганс Христиан Андерсен: «Я заплатил за сказки непомерную цену»

Вспомните свое детство. В предвкушении чего-то необыкновенного вы снимали с полки очередную книжку и погружались в чтение, не слыша и не видя ничего вокруг. Детские книги — это целый мир, все самое интересное и загадочное в мире детей — из детских книжек.

Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном, круг детского чтения сводился к изучению Библии. В XVIII веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. В XIX веке общественность признала, что детям нужны свои собственные книги, и c этого момента начался расцвет детской литературы.

Детская литература, появившись на свет, сразу же очень понравилась и взрослым, так как отличалась живым языком, бурной фантазией и юмором. Самым великим сказочником всех времен признан Ганс Христиан Андерсен. 

Гениальный сын башмачника и прачки

Молодой и бедный башмачник из датского города Оденсе, горячо любивший свою жену, собственноручно сколачивал мебель в мастерской из подручных средств. Для брачной кровати пригодились остатки помоста, на котором еще недавно стоял гроб с телом графа Граспе. Именно на этой кровати 2 апреля 1805 года родился будущий сказочник. Что это было — зловещая случайность, предзнаменование или счастливая примета?

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга.

Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино — страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок — том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

 

Загадочное происхождение Андерсена

Что же ему могли дать родители? Совсем немного — только фамилию, оканчивающуюся на «-сен», что служило вернейшим признаком плебейского происхождения. Впрочем, по отцовской линии ему достались необузданная фантазия и тяга к путешествиям. Вернувшись калекой из армии Наполеона, Андерсен-старший рассказал, что происхождение у них вовсе не плебейское, а самое что ни на есть благородное: Андерсены, оказывается, родственники короля.

Легенда? Возможно. Но согласно автобиографии Ганса Христиана, в детстве он играл с неким Фритсом, который потом взошёл на престол под именем Фредерика VII: «У меня не было друзей среди уличных мальчишек — только принц». Интересно, что после смерти короля к гробу были допущены только его родственники и писатель Андерсен. В зрелом возрасте круг знакомых и друзей тоже не похож на плебейский. Шведская королевская семья рыдала в голос, когда он читал ей «Историю одной матери». Король Пруссии и император Мексики награждали его пышными орденами и крупными стипендиями. Преемник «Фритса», король Кристиан IX, прямо-таки обожал писателя и выделил ему пожизненную пенсию в тысячу ригсдалеров. Более того — он вполне успешно «подсадил» своих детей на сказки Андерсена. А дети потом утвердились на солидных европейских престолах — в Англии, Греции и России (мать Николая II в девичестве звалась принцессой Дагмарой).

Сказки Андерсена в России сначала публиковали неохотно, но когда Николай II взошел на престол, тут же вышло четырёхтомное собрание сочинений Андерсена — видимо, Дагмара привила сыну настоящую любовь к сказкам.

А вот еще интересный факт: знаете, как сам Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка»? «Ты можешь вырасти на птичнике, главное, что ты вылупился из лебединого яйца. Если бы ты оказался сыном селезня, то из гадкого утенка превратился всего лишь в гадкую утку, каким бы добрым ни был!». Вот неожиданная мораль сказки. Писатель был уверен: отец его — король Кристиан Восьмой, который, будучи принцем, позволял себе многочисленные романы. От связи с дворянской девушкой Элизой Алефельд-Лаурвиг якобы и родился мальчик, которого отдали в семью сапожника и прачки. Во время путешествия в Рим датская принцесса Шарлотта-Фредерика действительно сказала Андерсену, что он является внебрачным сыном короля. По всей видимости, она просто посмеялась над бедным фантазером. Однако, когда нищий писатель в 33 года неожиданно получил ежегодную королевскую стипендию, он еще больше уверился в том, что «отец его не забывает».

 

Творчество Андерсена — вечный спор просветителя с романтиком

Путешествия — первая, самая радостная тема творчества Андерсена. Начинающий писатель истратил на экскурсию по Европе свой первый гонорар и не уставал странствовать до самой старости. Своими впечатлениями он делился в романах и сказках. Швейцария, Греция, Италия, Азия, Африка, описание этих стран столь красочны и убедительны, как будто написаны коренным жителем.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальд-сеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма «Агнета и моряк», сказка-повесть «Ледяница».

Всего Андерсен совершил 29 поездок за рубеж и более девяти лет жил за пределами Дании. Из впечатлений от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства и литературы. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения «Базар поэта» (1842), «По Швеции» (1851), «В Испании» (1863) и «Визит в Португалию» (1868).

Эпоха Андерсена — эпоха постижения тайн материи и души. Век «пара и электромагнетизма», научных открытий и технических достижений — с одной стороны. Век романтизма, кипящих страстей, мужественных героев и мечтательных дев — с другой, все творчество Андерсена — это вечный спор просветителя с романтиком.

Его современники, сказочники Шарль Перро, братья Гримм, Эрнст Гофман, открывали для просвещенного читателя мир безудержной народной фантазии. В этом ряду Андерсен был одновременно и своим, и чужим. Его сказочные сюжеты своим разнообразием, неожиданными решениями, глубиной мысли и изящным, острым языком не вписывались в установленные тысячелетиями правила народной сказки. Даже используя фольклорные сюжеты, он ломал традиционные каноны и расцвечивал их смелыми и красочными импровизациями. Его героями могли быть и мифические бестелесные существа, и привычные бытовые предметы, растения и насекомые. Мистицизм органично соседствует с мягким юмором, иносказательность — с информативностью.

 

Великий проповедник Любви и Семейного счастья никогда их не имел

На сказках Андерсена воспитывалось новое поколение европейцев. Безумное поколение, определившее мировоззрение эпохи смены веков. Волшебники «королевства грез», одурманенные пряной любовью к Прекрасной даме, мистики и символисты, поэты и художники — все они дети Андерсена.

Одни из лучших в мировой литературе детские сказки — они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Но вот парадокс: великий проповедник Любви и Семейного счастья никогда его не имел. «Я заплатил за сказки непомерную цену, я отказался ради них от своего счастья и пропустил то время, когда воображение, несмотря на всю его силу и весь его блеск, должно было уступить место действительности».

Ганс Христиан Андерсен никогда не был женат. Он любил. Глубоко и безответно. Любил дочь своего покровителя, конференц-советника Ионаса Коллина, пренебрегшую его чувством. И ослепительную примадонну Иенни Линд, чуткую и добрую женщину, которая смогла ответить ему только искренней дружбой. О своей любви Андерсен писал в сказках — открыто и завуалировано. Любовь для него — это и безмолвное страдание Русалочки, непонятой, невостребованной, нелюбимой, и молниеносно-прекрасная гибель Балерины, возлюбленной Оловянного солдатика.

Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843-го, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти писатель узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер он 4 августа 1875 в Копенгагене.

Галерея

prev
next
і ще фотографії ›



Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.