«Основные направления бюджетной политики на 2018 – 2020 годы». Такой документ внесло правительство на днях на рассмотрение Верховной Рады. Казалось бы, наконец-то внедряется элемент среднесрочного планирования в государственную политику. Однако, обстоятельства, при которых все происходит, заставляют усомниться, что именно это — истинная цель авторов бюджетной резолюции.
Прошел апрель, май, заканчивается июнь, а правительство так и не отчиталось о проделанной работе, не представило и программу действий на следующий год. Парламенту также ныне не до оценки бюджетных новаций Кабмина. Осталось всего несколько пленарных недель, а Верховная Рада еще даже не приступила к реальному обсуждению реформ.
«Документ призван дать новый повод для безудержного пиара правительства перед населением. Шутка ли, но к концу нынешнего года рост средней зарплаты обещают аж на 37% (7104 грн.) при росте ВВП всего на 1,8%. Выполнить такие обещания можно исключительно за счет инфляционных механизмов. Это откровенный популизм, попытка выдать желаемое за действительное», - уверен депутат Одесского областного совета Виктор Баранский.
В чем активно участвуют и депутаты Верховной Рады, ведь цифры в расчетах взяты с потолка. А народным избранникам нужно опираться именно на них при обсуждении и внедрении так называемых «реформ». Это касается и показателей роста ВВП (1,8%), и снижения дефицита бюджета (сейчас 3,1% от ВВП), и облегчения тягот внешнего долга (сейчас 113 млрд. долл.). И всего остального: от выделения средств на воплощение медицинской реформы, до объемов финансирования дорожного строительства, уверен депутат.
Более того, «Основные направления бюджетной политики на 2018 – 2020 годы» - это смысловая фальсификация, начиная с первого предложения документа. Ведь там ссылаются на коалиционное соглашение, которое нынешнее большинство в лице НФ и БПП не заключало и публично не представляло.
«Чтобы серьезно воспринимать и анализировать бюджетную резолюцию, нужно, чтобы правительство для начала отчиталось, получило вотум доверия, а после представило программу своей деятельности. Когда будет понятно, какую экономическую политику будет проводить правительство, тогда и будет ясно, как будет расти ВВП и наполнятся бюджет. А без этого бюджетная резолюция – это филькина грамота», - подчеркивает депутат областного совета.
И отмечает, что при таком уровне доверия к парламенту и правительству говорить о среднесрочном планировании просто не серьезно. В цивилизованных странах при таком низком уровне доверия общества к основным властным институтам принято обсуждать вопросы самой ближайшей перспективы. А именно – сроки проведения досрочных выборов и перспективы назначения нового правительства.