На фоне существующих в стране масштабных проблем создаются дополнительные предпосылки для нагнетания серьезных противоречий внутри украинского общества.
9 марта в выпуске ТСН Тиждень на канале 1+1 был продемонстрирован сюжет, подводящий аудиторию канала к мысли о том, что Украинская Православная Церковь и в правду выступает «пятой колонной» Москвы.
Основанием для таких предположений стала перерегистрация уставных документов крымских епархий УПЦ в соответствии с российскими законами.
Вот что по данному поводу сказал один из экспертов ТСН Александр Саган: «Юридически и де-факто, судя по тем изменениям, которые внесены в устав, и собственно, там прямо написано, что расположенным центром Симферопольской и Крымской епархий выступает Республика Крым, которая является субъектом Российской Федерации. Тем самым фактически признана аннексия Крыма Российской Федерацией, что, на мой взгляд, является государственной изменой».
Суть вопроса
1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 05.05.2014 года, которым предусмотрено, что все юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Ближе к этой дате было принято решение перенести завершение соответствующих процедур на 1 марта, поскольку ни одна из конфессий, представленных в Крыму, не успевала перерегистрировать свои документы к первоначально заявленному сроку.
Стоит отметить, что на сегодня на полуострове представлена целая палитра религиозных организаций. Крупнейшими из них являются епархии Украинской Православной Церкви.
В Крыму имеются также структуры непризнанной в православном мире
(УПЦ КП), Украинской автокефальной православной церкови (УАПЦ) и подчиняющихся Святому Престолу
(УКГЦ) и Римско-католической церквей.
Кроме того, на полуострове действуют многочисленные протестантские общины.
Так что это было: предательство или высосанная из пальца проблема?
Судя по сюжету ТСН, процесс юридической перерегистрации епархий УПЦ в Крыму в соответствии с российскими законами может приравниваться к государственной измене.
В этой связи для начала нужно отметить, что даже не очень лояльный к Украинской Православной Церкви ресурс uainfo.org признает, что и после юридических изменений уставов крымские епархии УПЦ остаются неотъемлемой частью данной Церкви.
В частности, «статья вторая раздела первого нового Устава гласит: «Епархия является каноническим подразделением Украинской Православной Церкви и входит в ее иерархическую структуру. Украинская Православная Церковь не имеет прав юридического лица, является самоуправляемой частью религиозной организации Русская Православная Церковь (другое официальное наименование - Московский Патриархат), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Устава - “Русская Православная Церковь”) с правами широкой автономии. Украинская Православная Церковь осуществляет свои полномочия в отношении Епархии через Священный Синод Украинской Православной Церкви и зарегистрированный на территории Украины религиозный административный центр Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви (далее - "Киевская Митрополия") в лице Митрополита Киевского и всея Украины (Местоблюстителя)", что на сухом юридическом языке означает, что Крымские епархии даже после российской оккупации остаются частью Московского Патриархата в Украине, то есть Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии».
Во-вторых, возникает ряд вполне логичных вопросов к каналу 1+1 и его экспертам, которые (в первую очередь с точки зрения журналисткой объективности) должны были бы в теории предоставить общую картину, связанную с перерегистрацией различных религиозных общин на Крымском полуострове.
Первый - возвышал ли свой глас Александр Саган, когда представители греко-католиков в ноябре 2014 года допустили возможность перерегистрации своих приходов в Крыму согласно требованиям российской стороны? Называл ли он их предателями или стороной, намеревающейся пойти на государственную измену?
"Украинская греко-католическая церковь допускает возможность перерегистрации согласно российскому законодательству на территории Крыма.
Об этом заявил на пресс-конференции руководитель департамента внешних связей УГКЦ отец Олекса Петрив.
"Если удовлетворение религиозных потребностей верующих, духовное кормление верующих будет показывать необходимость перерегистрации, такое решение будет приниматься", – сказал он"(
от 25 ноября 2014 года).
Второй – как журналисты канала оценивают факт официального перехода некоторых протестантских общин Крыма под "русскую руку"? Это предательство и государственная измена?
И должны ли в связи с этим соответствующие конфессии быть привлечены к ответу перед украинским законодательством?
«На Крымском полуострове действуют многочисленные протестантские общины, в частности, — пятидесятники, которые недавно вошли во вновь учрежденное управление Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) по Республике Крым и городу Севастополю. На данный момент РОСХВЕ оказался едва ли не единственной духовной конгрегацией РФ, которая официально включила в свой состав несколько крымских общин.
По словам епископа Константина Бендаса, который назначен главой управления РОСХВЕ по Крыму и Севастополю, на полуострове и, в частности, в Севастополе — около 100 общин христиан веры евангельской.
В течение года Константин Бендас встречался с главами нескольких объединений христиан веры евангельской Украины. «У большинства из них абсолютно библейское отношение к ситуации. Церквам и людям нужно служить, и если в данной политической ситуации это затруднительно для священников украинской юрисдикции, то пусть это делают россияне. Церковь должна быть выше политики и любой конъюнктуры этого мира», — сказал он (
от 23 февраля 2015 года)».
Третий – как следует воспринимать некоторые высказыванияепископа Яцека Пыля, отвечающего за пастырское окормление верующих Римско-католической церкви на Крымском полуострове (22 декабря прошлого года он был назначен Ватиканом делегатом для душепастырского округа Римско-католической церкви (РКЦ) в Крыму и городе федерального значения Севастополе) в интервью «Сибирской католической газете»?
Напомню, что наиболее значимыми моментами из материала выступают следующие аспекты:
1) По словам епископа, душепастырский округ создан на основе договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией для административных целей, чтобы Католическая церковь могла зарегистрировать в Крыму свои приходы и «существовать в новом государстве – Российской Федерации».
Отдельно отмечу - "для административных целей". Но еще более интересное - чтобы приходы РКЦ в Крыму могли существовать в новом (!!!) государстве - Российской Федерации.
Еще один пикантный нюанс: «Сейчас идет перерегистрация приходов, мы выработали типовой Устав для всех приходов, Министерство юстиции передало этот Устав в Москву, там он прошел экспертизу, и нам его вернули с некоторыми поправками. Мы переработаем его с учетом замечаний и будем подавать документы на каждый приход в Министерство юстиции, чтобы их зарегистрировали».
Другими словами – РКЦ в Крыму спокойно работает по линии согласования необходимых документов с Москвой и не видит в этом никакой особой проблемы.
В общем, если отталкиваться от логики ТСН и 1+1, то можно смело утверждать - Ватикан предал Украину.
2) Что касается регистрации Греко-католической церкви в Крыму, то, по словам епископа, греко-католический священник из Евпатории Богдан Костецкий уполномочен Ватиканом создавать Крымский экзархат.
Опять же - логика ТСН и 1+1 наталкивает только на один вывод. Ватикан дважды предал Украину! И спровоцировал напредательство еще и украинских греко-католиков!
Более того, если уж совсем "загореться" рвением и философией 1+1, то некоторые "эксперты" могут пойти еще дальше и задать такой вопрос.
Как могут греко-католики в дальнейшем находиться под руководством Ватикана как центра, подталкивающего их к "предательству Родины" через создание упомянутого Крымского экзархата? Ведь по логике в процессе его формирования придется так или иначе признавать в документах «принадлежность» Крыма РФ и т.д.
Итоговый вопрос
Как в разрезе указанного выше оценивать сюжет 1+1? Как попытку из вопроса административного характера, в который вовлечены все религиозные организации полуострова, раздуть пожар "предательства национальной идеи и государственности"? Если это так, то для стабильности нашего общества в столь непростое время это, наверняка, будет очень "хороший подарок".