Информация к новости
19-12-2017, 14:00

Украинцам спущен госбюджет роста тягот и трат

Категория: Новини / Політика


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Украинцам спущен госбюджет роста тягот и трат

 7 декабря большинство депутатов Верховной Рады проголосовали за утверждение в окончательной редакции правительственного проекта (№7000/2017) госбюджета Украины на 2018 год. Премьер В. Гройсман поспешил назвать это «успехом», а его рекламисты нахваливают «Бюджет Роста». Но большинству украинцев рано радоваться: критики считают эту поделку финансовых плановиков – нереалистичной, а повышение там ряда показателей – «антинародными». Справедлив ли такой пессимизм – разумней оценивать не по мимике и жестам спорящих, включая «непробиваемое» спокойствие нынешнего главы Кабмина, а по конкретным фактам и документам.

ГНЭУ выявил вредительство нарушителей-рецидивистов

    Прежде всего заслуживают внимания замечания из «Висновка» («Вывода») по результатам анализа проекта №7000 специалистами Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) Верховной Рады: документ опубликован на сайте ВРУ и был в распечатке доставлен парламентариям для ознакомления.

В первом же пункте там отмеченанелегитимность предложенного в законопроекте набора решений, ввиду многочисленных нарушений ими норм действующих законов Украины (включая Конституцию) и прежних решений Конституционного Суда Украины. Эксперты указали, что это – многолетняя практика, которой не гнушались и предшественники, но населению Украины от этого не легче, тем более, что в «Бюджете Роста» В. Гройсмана количество таких «аномалий» и наносимый ими вред существенно выросли (не зря в УК Украины рецидив считают отягчающим вину обстоятельством).

  Весьма тревожит экспертов, что в проекте №7000 чиновники привели запасной довод не заботиться о сбалансировании статей бюджета, ссылаясь на такое обстоятельство, как проведение «антитеррористической операции» (а также – при введении властями режимов «военного положения» или «чрезвычайного положения», для чего хватает поводов). Это, как предупреждают в «Выводе», создает основу для «нарушения параметров пороговой безопасности страны до максимизации рисков» (в среднесрочной и долгосрочной перспективе). Т. е. любые жалобы граждан, активистов, депутатов команда В. Гройсмана готова отметать ссылкой на «форс-мажор» и спокойно пить кофе, что-то «пилить» и т. д..

    Например, статьями 20-21 в проекте №7000 Кабмину разрешено в «ручном режиме» (волюнтаристски с рисками коррупции) осуществлять распределение немалых сумм, учтенных как «субвенции» (на оказание образовательных и медицинских услуг), а также – нераспределенных расходов и субвенций для неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей (отсутствие контроля над ними – удобный повод делить по усмотрению кабминцев «адресуемые» туда суммы). И это соавторы проекта №7000 распространяют также на выплаты в рамках «Надзвичайної кредитної програми для відновлення України між місцевими бюджетами». Давно известно: «чрезвычайщина» в финансировании – поле (или даже «мать родная») для разгула коррупции. Но в статьях 22-23 проекта №7000 тем же «ручным» путем предложено делить и остатки средств спецфонда, формируемого из средств помощи Евросоюза, правительств иноземных держав, международных организаций, донорских учреждений и... расходов по статье «поддержка реализации комплексной реформы госуправления» (код 0421060). Т. е. делящие эти деньги подчиненные В. Гройсмана получают искушение заниматься «попрошайничеством» на разных международных форумах, а заботы о развитии отечественного производства становятся для них не только даровыми трудами, но и помехой встречам с иностранными спонсорами... Поэтому глупо удивляться, что в Украине стали пропадать целые отрасли хозяйства (как, например, судостроение), где прежде «рабочие места» позволяли существовать сотням тысяч работающих и их иждивенцам...

Чиновников Одесщины – не обделили

   Ошибочно полагать, что В. Гройсман с командой вознамерились делить все деньги (почти триллион гривен!)самолично: нет, немалую часть они позволяют распределять чиновникам регионального «звена». Это – немалая ответственность и хорошая возможность исполнителям дележа проявить профессиональные таланты во благо земляков.

При сравнении сумм дотаций на нужды жителей регионов приятно отметить, что финорганы Одесщины не обделены: область не попала ни в ряд «ощипываемых», ни в когорту «бенефициаров», находясь среди твердых «середняков». Например, на издание, приобретение, доставку учебников для учащихся и педработников заведений образования Одесщины предписано дать из госказны 56 132,9 тыс. грн., тогда как Харьковской области (где численность населения больше) – насчитали на это лишь 48 474,2 тыс. грн., а Винницкой – 24 595,2 тыс. грн. (главный куш в сумме 114 092,6 тыс. грн. назначен, естественно, заведениям Киева). 

   Более удачен для одесситов дележ дотаций на «обеспечение медицинских мероприятий и отдельных госпрограмм…» (код 2301400). Там запланировали потратить в Одесщине 395 446,9 тыс. грн.: на 90 млн. грн. больше, чем в сопоставимой Харьковской области (а в фаворитах опять – Киев, где по данной статье планируют траты из госказны на сумму 537 122,2 тыс. грн., т. е. почти 10% от «всеукраинской» суммы в 5 509 079,4 тыс. грн.).

А по межбюджетным «трансфертам» Одесщине запланировали дать в 2018 г. в качестве дотаций и субвенций на исполнение переданных местным властям обязанностей государства по содержанию заведений образования и здравоохранения – 861 925,3 тыс. грн.!

426 вузов лишат прямогогосфинансирования

   Зато среди тех, кого бюджетная «растишка» В. Гройсмана особенно не порадует – преподаватели и учащиеся четыреста двадцати шести вузов (4-го и 3-го уровней аккредитации): их полностью лишают госфинансирования. Инициаторы этой новации решили, что содержать часть государственных учебных заведений должны местные территориальные громады тех регионов и городов, где базируется соответствующий лицей, колледж, университет… Отдельно субвенции на их содержание не выделены: предусмотрена сводная статья «дополнительных дотаций» на нужды всей сети образовательных и медицинских заведений. Поэтому неизбежна вспышка конфликтов при дележе этих средств распорядителями бюджета региона. Ведь тем, кому не посчастливится, предстоит испытать классическую дилемму: tobeornottobe? (найди спонсоров или сворачивай деятельность).

   Местные власти новации не только не рады и не смогут в ряде случаев изыскать требуемые средства в полном объеме: с ними ведь не советовались ни чины Минфина и Минобразования, ни нардепы из соответствующих комитетов парламента, «сбрасывая» функцию надлежащего финансирования. Дополнительные «нагрузки» на местные бюджеты по этой причине разнятся в разных регионах: больше всего (48) учебных заведений лишат прямого госфинансирования в Днепропетровской области, меньше всего (по 9) – в Закарпатской и Хмельницкой. Полный список этих испытуемых опубликован в Приложении 10 к ЗУ «Про Государственный бюджет Украины на 2018 год».

В Одессе, например, местным властям придется озаботиться финансированием 17 учебных заведений, включая:

– автомобильно-дорожный колледж ОНПУ;

– колледж компьютерных технологий ОГЭУ;

– техникум промышленной автоматики ОНАПТ;

– мореходный колледж технического флота НУ «Одесская морская академия»;

– мореходное училище им. О. И. Маринеско НУ «Одесская морская академия»;

– юридический колледж НУ «Одесская юридическая академия»;

– ГВУЗ «Одесский колледж экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса;

– механико-технологический техникум ОНАПТ;

– техникум газовой и нефтяной промышленности ОНАПТ;

– колледж ОГАТРК;

– технический колледж ОНАПТ;

– колледж связи и информатизации ОНАС им. А.С. Попова;

– ГВУЗ «Одесский колледж транспортных технологий»;

– финансово-экономический колледж Киевского НТЭУ;

– колледж экономики и социальной работы ОНАУ ими И. И. Мечникова;

– Черноморский морской колледж ОНМУ;

– ГВУЗ «Одесское мореходное училище рыбной промышленности им. А. Соляника.

В Одесской области под госбюджетную «голодовку» попали еще 6 вузов:

– Ананьевский аграрно-экономический колледж Уманского НУ садоводства;

– Белгород-Днестровский государственный аграрный техникум;

– ГВУЗ «Белгород-Днестровский морской рыбопромысловый техникум»;

– Измаильский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства;

– Килийский транспортный колледж Госуниверситета инфраструктуры и технологий;

– Петровский государственный аграрный техникум.

          Остается догадываться, почему подопечные В. Гройсмана решили сокращение сети украинских вузов начать с тех, кто готовит аграриев, мореходов, связистов и спецов других инженерных профессий, а не там, где избыточно дипломируют спецов, которых некуда трудоустраивать, как, например, выпускников Института международных отношений КНУ…

Многие народные депутаты до принятия проекта бюджета охотно критиковали этот документ, повышая себе политический рейтинг, но как только дело дошло до голосования, дружно нажали кнопки «За». Этот момент надо четко помнить, читая высказывания наших народных депутатов о несправедливом начислении субвенций и льгот, отсутствии финансирования и   лишении нашего региона целого ряда преференций. Наиболее последовательную позицию проявил народный депутат Сергей Кивалов, который выступил с жесткой критикой бюджета и голосовал против, внес существенные поправки, часть из которых была учтена, Кроме того, народный депутат направил несколько депутатских запросов, на которые уже отреагировал Кабинет Министров Украины.

 

Дотаций хватит не всем...

   Цифры, указанные выше, легко сопоставлять между собой, но в данном проекте привычно не указали «точку отсчета»: сколько нужно денег по соответствующим статьям для оказания соответствующих социальных услуг (хотя бы на минимально допустимом уровне). Такой «пробел» финансовых плановиков облегчает им манипуляции цифрами, но выхолащивает социальную значимость такой «оцифровки».

Установленный на 2018 год план дележа доходов и расходов государства Украина, как указано в «Выводе» ГНЭУ, ущемит интересы многих «рядовых» граждан и «нівелює конституційні засади функціонування соціальної держави, у якій кожен громадянин України має право на достатній життєвий рівень для себе і своєї сім'ї, що включає достатнє харчування, одяг, житло...».

    Это вызвано, в частности, тем, что хитромудрые плановики указали в статье 7 проекта №7000 недостоверные (сильно заниженные) данные о размере «прожиточного минимума» сограждан. Эта цифра должна включать суммарную стоимость набора товаров и услуг, «достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья». Увы, в этом допущен явный подлог: указана сумма в 1700 грн./месяц на человека (а с 1 декабря 2018 г. – 1853 грн.), хотя даже по заниженным расчетам специалистов Министерства социальной политики Украины в августе этого года с учетом существовавших цен такой минимум достиг размера (в среднем) – 2 953,74 грн./месяц на человека. А с учетом обязательных платежей – еще больше: – 3 388,53 грн./месяц на человека (на детей в возрасте до 6 лет – 2816, 82 грн., для трудоспособных взрослых – 3 423,71 грн...

   Поскольку с того момента цены на потребительские товары и услуги в Украине не снизились, а «подросли», то недостающая разница между этим нормативом и цифрой в проекте госбюджета стала еще больше. А значит, это детище В. Гройсмана является «Бюджетом Роста недоплат» населению Украины (не только «бюджетникам»)! Признаки «жульничества» кабминцев – налицо. 

   Продолжение – в следующем номере.

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:https://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2017-12/1513798664_1513678557_25287359_1643815705662432_2099312_n.jpg
next
и ещё фотографии ›



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.