Інформація до новини
20-03-2018, 14:00

Соборование: таинство больных… и здоровых

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Соборование: таинство больных… и здоровых

Сейчас, внутри периода, который называется Великим постом, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств церкви – таинству елеосвящения, или соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Что же на самом деле понимает церковь под этим таинством? О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, мы сегодня и говорим.

 

Соборование – от слова собор

Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников – это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда – от собрания.

 

Два варианта, одна суть

Таинство соборования имеет два варианта своего совершения. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Иногда соборование совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

 

Часто ли следует собороваться?

Как правило, к таинству соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве маслособорования. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние, то в таинстве соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

 

Из глубины веков

Таинство елеосвящения (соборования), как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о таинстве елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

 

Как это происходит

Современный чин соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

 

Как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на соборование, то задумываешься: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство соборования ведь отчасти сродни таинству покаяния.

 

Иногда считается, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется…

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве исповеди.

Почему-то так сложилось, что этим таинством пользуются часто исключительно тогда, когда человек уже лежит на смертном одре, когда его невозможно вернуть к жизни. Но это просто народная традиция.

 

В завершение – практический совет

Если человек приходит на соборование с опозданием, когда служба уже идет, может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу независящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, лучше все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:https://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2018-03/1521515477_244477.b.jpg
next
і ще фотографії ›



Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.