Такое убеждение высказал в ходе открытия Международного транспортного форума в Одессе вице-премьер Владимир Кистеон.
По его словам, «…на сегодняшний день 45% всех импортно-экспортных операций в стране проходят именно через порты!»
При этом портовая инфраструктура только в прошлом году принесла государству доход в размере 1,7 миллиарда долларов, что составляет 2% ВВП страны.
Подобные изменения должны были произойти гораздо раньше, убежден народный депутат Украины Сергей Кивалов. Ведь именно высокие портовые сборы, которые являются следствием завышенных отчислений портов в казну государства, влияют на снижение конкурентоспособности.
Украинские порты являются постоянными и надежными источниками доходов в области транспортного бизнеса, а также пополнений в бюджет всех уровней и имеют большой транзитный потенциал. Но высокий уровень ставок портовых сборов, взимаемых с судов в портах нашей страны, не позволяет максимально эффективно использовать их транзитный потенциал,
– подчеркивал Сергей Кивалов еще в декабре 2016 года, выступая перед одесситами.
На протяжении долгого времени народный депутат, лидер Украинской морской партии неоднократно обращался с депутатскими запросами в Кабмин и, в частности, в Министерство инфраструктуры.
На протяжении длительного времени мы «торпедировали» наше правительство различными способами, через юридические письма, обращения, депутатские запросы, чтобы снизили портовые сборы. Мы даже подключили кафедру морского и таможенного права Национального университета «Одесская юридическая академия», приводили конкретные примеры. Поскольку сегодня основные порты Украины находятся именно в Одесской области, нам нужно было это делать,
– считает Сергей Кивалов.
Следует отметить, что согласно Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года, одним из основных условий для развития портовой отрасли является реализация конкурентной тарифной политики.
Однако, как показывает практика, действующие в Украине портовые сборы гораздо выше расценок в гаванях других стран Черноморского бассейна.
По-хорошему, 20% снижения портовых сборов – это ничего. На сегодняшний день в Украине применяется семь видов портовых сборов: корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный, санитарный. Ни в одном порту такого нет, только в наших украинских портах. Тем самым мы уничтожаем полностью весь морехозяйственный комплекс. Суда не заходят – значит, они здесь не обслуживаются, не обслуживаются – не поступают деньги, люди остаются без работы,
– считает Сергей Кивалов.
Впрочем, даже с такими послаблениями говорить о грядущей конкурентоспособности морских и речных портов Украины пока рано. Работа по либерализации сборов должна быть продолжена, равно как и по отчислениям в бюджет. В Киев должно уходить не 50, а 25 процентов прибыли, уверен Сергей Кивалов:
Если останется все так же, никто к нам заходить не будет. Этим мы подрываем экономику. И я готов встречаться, убеждать, только чтобы мы снизили портовый сбор не на 20%, а на 70%, для того, чтобы стать конкурентоспособными,
– подчеркнул Сергей Кивалов.