Народный депутат Сергей Пашинский провел заседание возглавляемого им парламентского комитета по вопросам национальной обороны и безопасности. В заседании участвовал генеральный прокурор Юрий Луценко. Речь шла о произошедшем еще летом инциденте – взрыве миномета «Молот» на Ровненском полигоне в ходе тактических учений. Тогда погибло три человека, и еще девять получили ранения. Юрий Луценко рассказал, что было проведено несколько следственных экспериментов с аналогичными минометами. Ведь до того подобные взрывы происходили на учениях на полигоне Широкий Лан и в ходе боевых действий на Донбассе. В целом за последние два года произошло уже тринадцать убийственных взрывов миномета «Молот», сообщил Юрий Луценко. Как мы уже привыкли наблюдать, правоохранительные органы в приоритетном порядке рассматривают вину минометных расчетов, нарушение нормативов и инструкций. Вот и на Ровненском полигоне укрытия для миномета «Молот» были оборудованы не в том виде, как положено – вместо сорока метров расстояние между членами расчета составляло всего четыре метра. Кроме того, не были удалены с места стрельб посторонние. Все это привело к дополнительным жертвам.
В ходе следствия выяснилось, что для практической стрельбы использовалась мина еще 1979 года выпуска, то есть советского производства. Об этом сообщил один из уцелевших членов минометного расчета. Генеральный прокурор Юрий Луценко установил, что миномет «Молот» проходил только ведомственные испытания, но не было испытаний государственных. А производители миномета «Молот» не выполнили условие поставок миномета. Что выразилось в отсутствии регламентных работ и регулярного технического наблюдения. Выяснилось также, что на миномете «Молот» применялись детали с других минометов. В частности, предохраняющие двойное заряжание. А ведь именно от двойного заряжания миномета и произошел взрыв. Поскольку одна мина еще не вышла из ствола, как в него была подана следующая. Подобные случаи происходят довольно часто. И в уставе артиллерии, принятом еще в сталинские времена, строго запрещено двойное заряжание миномета. Юрий Луценко обратил внимание на то, что уставы и нормативы в украинской армии зачастую игнорируют. Но ведь миномет – не водопроводный кран, который можно крутить в любую сторону, но в данном случае за свои ошибки люди платят собственной кровью. Глава профильного комитета народный депутат Сергей Пашинский всячески уводил разговор в сторону, пытаясь представить, что в происшедшем нет вины «Укроборонпрома», в котором трудоустроен и его сын.
В Украине уже сложилась нехорошая традиция – без достаточных проверок вводить вооружение в эксплуатацию. К примеру, на параде на Крещатике было показано самоходное орудие «Богдана» калибром 155 миллиметров. Некоторые эксперты грустно пошутили, что, слава Богу, взорвалась не «Богдана». А то мало бы не показалось. Генеральный прокурор Юрий Луценко потребовал провести ревизию всех наличных минометов и боеприпасов. А инженерам и конструкторам завода «Маяк» необходимо осуществить сверку используемых в миномете «Молот» деталей. Поскольку практика показывает, что детали далеко не всегда штатные.
Заседание парламентского комитета по вопросам национальной обороны и безопасности совпало с годовщиной взрывов артиллерийских складов в Калиновке вблизи Винницы. Главный военный прокурор генерал Анатолий Матиос сообщил об итогах расследования. Но конкретные фамилии прокурор не назвал, ссылаясь на секретность. Сказал только, что причиной взрыва складов была служебная халатность. И некий майор наказан штрафом аж в 2000 гривен. Хотя, как мы помним, на взорвавшихся складах Украина потеряла 750 миллионов долларов. Сейчас с больших складов армейцы рассредоточивают снаряды по более мелким арсеналам. А на крупных базах хранения боеприпасов строят бетонные укрытия, препятствующие разлету снарядов во время случайного взрыва. Эхо убийственных взрывов еще долго будет беспокоить наше общество.