В Одессе очередной скандал. Он разгорелся вокруг Центра социально-психологической реабилитации детей на улице Героев Крут. 27 февраля сотрудница патрульной полиции Одесской области Зоя Мельник опубликовала у себя на странице в Facebook пост о якобы ужасах, которые происходят в Центре. Сегодня в ЦСПРД прошла пресс-конференция, на которой изложенное в посте либо отрицали, либо объяснили объективной необходимостью и заботой о самих детях.
Зоя Мельник заявила, что центр - «тюрьма» для детей. По ее словам, в душевых и туалетах установлены камеры наблюдения, воспитанников унижают и ограничивают в правах, отбирают мобильные телефоны и запрещают общаться с родными.
Дети, по ее словам, неоднократно жалуются на жестокое обращение и массово сбегают из центра. Мельник отметила, что уже услышала много историй от детей, которые находились там, и будет и дальше о них рассказывать.
Как рассказала журналистам и.о. директора центра Лариса Романовская, в основном в ЦСПРД находятся дети алкоголиков, наркоманов, изъятые из семей, где родители страдают психическими заболеваниями, сироты или те, у которых проблемы во взаимоотношениях с опекунами.
Работники центра заявили, что камер в душевых и туалетах нет. Их установили только в комнатах отдыха и коридорах для обеспечения безопасности как самих детей, так и работников учреждения. Романовская отметила, что камеры не работают уже полгода - во время ремонта в подсобном помещении повредили кабель. Психолог центра Лилия Вейланде добавила, что записи с них не попадают в публичную плоскость и иногда помогают разобраться в поведении детей и помочь им.
Кроме того, по словам и.о. директора, в 2015 году в центре был случай, когда трое воспитанниц напали на медсестру и сильно ее избили. Только камеры помогли установить, что произошло, потому что сами дети все отрицали. Что же касается давления на детей или насилия, то к этому, по словам работников центра, они не прибегают. С детьми работают 4 психолога и другого способа, кроме как «достучаться» до ребенка разговорами, у них нет.
Телефоны у детей действительно забирают при поступлении в учреждение. Делают это, утверждает психолог, для пользы самих детей. С одной стороны, говорит Вейланде, все имеют право на доступ к информации, с другой - общение приходиться ограничивать, чтобы дети не общались с взрослыми, «сломавшими их картину поведения». Звонить родным, однако, утверждает Вейланде, детям дают.
Что касается принудительного изучения слова Божьего, то, утверждает отец Илья, такого нет. Все происходит добровольно, тем более, что дети сюда попадают разных конфессий или вообще не верующие.
Медик центра Ольга Ухова прокомментировала упомянутые Зоей Мельник ограничения в общении с родителями при помощи карантинов. По ее словам в 2018 году в центре были 4 карантина и все они документально подтверждены.
Также речь шла о побегах из центра. Также работники учреждения говорят, что охраны серьезной тут нет, двери на замок не закрыты. Дети в заведениях такого типа, согласно закону, имеют свободу перемещения, утверждают они. Ольга Ухова говорит, что дети уходят и из поликлиники во время медосмотра, и из самого центра. По словам начальника службы по делам детей Одесского горсовета Ирины Дамаскиной, в 2018 году из центра ушли 10 мальчиков и 4 девочки. В основном все они уходили в первый месяц, когда испытывают сильное желание вернуться домой, несмотря на проблемы в семье.
Дамаскина же рассказала, что дети действительно иногда находятся в центре дольше положенных 9 месяцев.
Что же касается самого поста Зои Мельник, то его Дамаскина назвала исключительно субъективным мнением. Придя в центр один раз, утверждает она, можно застать разные ситуации, сложно составить объективное мнение. Начальник службы по делам детей мэрии считает, что если бы людей действительно интересовало положении дел, они бы связались с ней и якобы получили бы столь же развернутые ответы, как и работники прессы сегодня.
По словам и.о. директора центра Ларисы Романовской, за время существования центра помощь в нем получили около 6000 тысяч детей. Сейчас в ЦСПРД числятся 67 человек от 3 до 18 лет, но не все они постоянно находятся в центре: кто-то лечится, кто-то находится в оздоровительном лагере.
В полиции пока этот инцидент не прокомментировали.