Россия имела основания для введения ограничений на украинский грузовой транзит через российскую территорию. К такому выводу пришла третейская группа Всемирной торговой организации (ВТО), рассмотревшая жалобу Украины на принятые в 2016 году Москвой специальные меры. Об этом говорится в опубликованном решении третейской группы ВТО, сообщает КАПИТАЛ.
«Панель арбитров пришла к выводу, что на основании фактических обстоятельств этого спора, как они представлены сторонами, Россия выполнила требования, сославшись на статью ХХI в отношении данных мер, и, таким образом, запрет на транзит и ограничения покрываются статьей ХХI ГАТТ от 1994 года», — отмечается в решении.
Россия в ходе тяжбы заявляла, что принятые ею меры необходимы для защиты интересов национальной безопасности. Именно поэтому РФ сослалась на статью ХХI ГАТТ от 1994 года, утверждая, что у панели арбитров ВТО «нет юрисдикции для дальнейшего рассмотрения этого вопроса».
Напомним, что Россия ввела ограничения на транзит украинских грузов в Казахстан и Киргизию в 2016 году. С 1 января 2016 года вступил в силу режим зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины и ЕС. В сложившихся обстоятельствах Россия, как заявлял тогда МИД РФ, была вынуждена принять меры, нивелирующие возникающие для ее экономики риски и приостановила в отношении Украины действие договора о зоне свободной торговли. До отмены режима ЗСТ все украинские товары, за исключением сахара, ввозились в РФ без взимания пошлин. Обнуление ставок таможенных пошлин при ввозе европейских товаров на Украину якобы могло привести к их неконтролируемому перетоку на территорию РФ. В конце 2018 года специальные меры были продлены до 1 июля 2019 года.
Украина в феврале 2017 года попросила ВТО создать третейскую группу для рассмотрения ее жалобы на Россию. В свою очередь, РФ мотивировала свои действия нормой Генерального соглашения о тарифах и торговле (статья ХХI), которая допускает введение защитных мер в случае угрозы национальной безопасности.
По результатам рассмотрения претензий Украины, третейская группа ВТО пришла к выводу, что все оспариваемые меры приняты Россией для защиты существенных интересов своей безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях. Они полностью соответствуют статье XXI Генерального соглашения по тарифам и торговле («Исключения по соображениям безопасности») и иным обязательствам России в ВТО.
Решение о споре вступит в силу после его утверждения Органом ВТО по разрешению споров, если одна из сторон спора не направит апелляцию.