Два заместителя Министра здравоохранения Украины – Андрей Семиволос и Младена Кучурец во вторник, 24 сентября, приехали в Одесский национальный медицинский университет, чтобы встретиться с рабочим коллективом и представителями профсоюза вуза, и попробовать решить управленческий кризис, в котором университет находится уже больше года.
Напомним, что летом 2018 года приказом бывшей и.о. Министра здравоохранения Ульяны Супрун был отстранен от должности экс-ректор Медина Валерий Запорожан и назначен на его должность Константин Аймедов. Однако новый руководитель вскоре был лишен функций управления через суд – Запорожан подал иск, чтобы оспорить свое увольнение.
Тогда Аймедова перевели на должность проректора, а его преемницей от МОЗа стала Владлена Дубинина. Но и ей не удалось поруководить вузом – по искам "избранного трудовым коллективом и.о. ректора" Юрия Сухина и его соратника Константина Талалаева, которые решили оспорить назначения Дубининой; ее функции были также заморожены на время судебного процесса.
Хоть Сухин и был внесен в реестр Минюста как лицо, имеющее право распоряжаться хозяйственной и финансовой деятельностью Медина (это, кстати, тоже оспаривается в суде), МОЗ не признает его руководителем – в законе о назначении ректоров нет пункта о его избрании трудовым коллективом. Таким образом, уже больше 9 месяцев в одесском Медине нет руководителя, уполномоченного подписывать финансовые документы. Поэтому преподавателям и другим сотрудникам не платят зарплаты, а студентам стипендии.
Данный кризис неоднократно сопровождался потасовками, осадами здания ректората, привлечением "титушек" и другими инцидентами. Распутать этот клубок и пытаются заместители недавно назначенного нового Министра здравоохранения Зоряны Скалецкой.
На встречу пришли главные конкуренты в борьбе за ректорское кресло – Дубинина и Аймедов с одной стороны и Сухин, Талалаев и их сторонники – с другой. Конечно же, это сразу накалило обстановку.
Встречу из здания ректората в Валиховском переулке, 2 перенесли в соседний корпус на улице Софиевской (в ректорате якобы идет ремонт). Дубинину, Аймедова и их сторонников пытался не пустить в здание "помощник избранного и.о. ректора" Алексей Желдак.
После этого Сухин и Талалаев пытались провести встречу в маленьком кабинете бухгалтерии, который не мог вместить более 50 желающих поприсутствовать, и утверждали, что прессу на встречу пускать не нужно. В результате под собрание выделили учебную аудиторию. За время с начала встречи, около 2 часов, руководство МОЗ и две противоборствующие стороны так и не смогли прийти к консенсусу.
В Министерстве предлагают такой вариант решения проблемы – Запорожан, Сухин, Талалаев и еще несколько истцов отзывают свои судебные требования. Таким образом, у МОЗ появляется возможность провести открытый конкурс на должность ректора Медина и через 1,5-2 месяца вуз получает легитимно избранного руководителя.
В это же время, как предлагается, временно будет руководить человек, которого назначит Скалецкая, и под его подписью начнут выплачивать зарплаты и стипендии.
У Сухина и его сторонников другая позиция. Раз его избрали на собрании трудового коллектива и.о. ректора – то он и должен руководить вузом. А если в законе такой строчки нет, то в МОЗе должны "что-то придумать", "изменить правила" и "пойти навстречу людям". Разумеется, никакой речи об отзыве исков не идет, пока МОЗ не пойдет на такие шаги.
Выступать другому лагерю практически не давали. Собравшиеся сторонники Сухина начинали перебивать, кричать, хлопать и стучать ногами, заглушая оппонентов. Константин Аймедов заявил, что во время его работы в ректорате летом прошлого года – зарплаты платились. И он по-прежнему борется за свою должность в судах, и мог бы обеспечить на ней прозрачные выборы ректора.
В результате обе стороны неоднократно обвинили друг друга в шантаже, давлении и манипуляциях. Никакого конструктивного решения пока так и не приняли. В конце дискуссии сторонники Сухина начали предлагать некую договоренность с МОЗ – чтобы назначенный до выборов и.о. ректора "был известен и согласован работниками". Но на это замы Скалецкой не согласились. Представители МОЗ Украины остались при своем мнении, а сторонники Сухина – при своем; конфликт сторон так и не разрешился.