Первый рейс первого электробуса с динамической подзарядкой - на троллейбусном маршруте №10. Пассажиры обращают внимание на необычную ситуацию - троллейбус едет с опущенными "рогами". Оказывается - это не простой троллейбус, а "электробус с динамической подзарядкой", способный ехать и как обычный троллейбус под контактной сетью и "автономно", на аккумуляторах, передает издание "Пассажирский Транспорт".
Перед стартом директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман немного рассказал об этой машине, которую презентовали еще более года назад, но очень долго испытывали и оформляли документы. За основу взяли кузов низкопольного троллейбуса "Skoda21tr", который в ходе модернизации оснастили аккумуляторами автономного хода и новой электронной системой управления. Работы над первой машиной продолжались все лето 2018 года, а с сентября 2018 г. по октябрь 2019-го шла сертификация. Все дело в том, что подобную модернизацию троллейбуса в электробус ранее в Украине еще никто не делал, поэтому, по словам Жемана, все шло так долго.
Стоимость модернизации первого троллейбуса в электробус по ценам 2018 года - около 3,5 миллионов гривен. Львиную долю этой суммы занимает цена системы управления и комплекта аккумуляторов.
От одной зарядки такой электробус с динамической подзарядкой способен в рабочем режиме проехать 25-30 километров. Полный же заряд позволяет проехать даже до 50 километров - но батареи будут разряжены полностью, что нежелательно и негативно сказывается на сроке их эксплуатации. Время полной зарядки аккумуляторов, отмечает Дмитрий Жеман - около 40 минут. Это позволяет не тратить время на зарядку аккумуляторов - полностью или почти полностью электробус может зарядиться во время движения от троллейбусной конктактной сети.
Сейчас идет аналогичная модернизация еще четырех таких же троллейбусов "Skoda21tr" 1997-1998 гг. выпуска, закупленных в 2012 году и длительное время простаивающих в депо неисправными. Все пять машин будут готовы к весне 2020 года, и тогда появится возможность запуска полноценного "электробусного" маршрута по улице Балковской. Часть его будет проходить под контактной сетью - чтобы машины могли подзаряжаться во время движения, другая часть - в авномоном режиме.
После модернизации пяти "Шкод", говорит Жеман, предприятие будет искать другие пути получения подобных электробусов. Это может быть как закупка готовых новых машин, так и собственная их сборка на базе закупаемых комплектующих - кузовов, мостов, аккумуляторов, системы управления и другого. Второй вариант позволяет существенно сэкономить. Так, новый троллейбус с автономным ходом до 20 километров на базе кузова "МАЗ-203", которые сейчас закупают для Днепра, Ровно, Черновцов, Запорожья стоят более 7,5 миллионов гривен за одну машину. Проект сборки подобного троллейбуса в Виннице на основе кузова того же "МАЗ-203" по стоимости основных комплектующих обошелся в порядка 4,7 миллиона гривен.
В своем первом рейсе одесский электробус с динамической подзарядкой работает на маршруте троллейбуса №10. Для испытаний его специально запустили с уровнем заряда в 50%. Проехав 8 километров, от конечной на улице Инглези до Итальянского бульвара, уровень заряда упал до 20%. Затем движение под контактной сетью на протяжении всего лишь 5-6 минут подзарядило батареи до 33%.
Уже на следующей неделе в КП "Одесгорэлектротранс" обещают начать тестовую эксплуатацию электробуса с пассажирами по улице Балковской. Для этого будет разработан и опубликован специальный график. Разумеется, пока в наличии всего одна машина подобного типа - говорить о регулярной работе пока рано, скорее - об "испытательном" режиме. При этом, скорее всего, электробус будет курсировать по своеобразному "кольцу" - от улицы Инглези по маршруту троллейбуса №10 до Пересыпского моста, затем по улице Балковской на Черемушки к той же конечной на Инглези - уже в "автономном" режиме.
Полноценный запуск "электробусного" маршрута по Балковской обещают к весне 2020 года.