Если спросить коренного одессита, какой общественный транспорт он считает любимым, наверняка ответ будет – трамваи. Именно трамваи, а не маршрутки, жаркие и тесные, стоящие то и дело в пробках, мучение, одним словом, а не езда. То ли дело одесские трамвайчики, скользящие по рельсам и веселыми звонками оповещающие о своем приближении. Не случайно каждое лето с прибытием в город отдыхающих и туристов на маршруте №5 появляется его эксклюзивный собрат, экспортный, так сказать, вариант – открытый всем ветрам нарядный трамвайчик с узорной резьбой. Кстати, вспомним, какой неслыханный шум поднялся в городе несколько лет назад, когда после реконструкции Аркадии трамвай №5 хотели было упразднить или куда-то перенести. Одесситы стали в едином порыве на его защиту, и 5-й трамвайчик остался на прежнем месте и весело скачет, как и прежде, соединяя побережье Аркадии со Староконкой и Автовокзалом.
Дорогу «Одиссеям»!
Растут и укрупняются города, превращаясь в мегаполисы. В некоторых отказались уже от электротранспорта – мешают, видите ли, нерасторопные трамваи и троллейбусы развивать скорость «мерседесам» и «тойотам». Как опрометчиво и недальновидно.
А вот в Одессе на популярные трамвайные маршруты выехали на днях новые «Одиссеи». Почему «Одиссеи»? Потому, что эти вагоны вот уже три года собирают и проводят испытания в мастерских КП «Одесгорэлектротранс». Стоимость одного трамвая – 6,6 миллиона гривен. Красавцы, что и говорить.
Первый будет в трамвайном депо №2 (район Слободки) обслуживать пассажиров на маршруте №7. Второй направлен в депо №1 на ул. Водопроводной, откуда уже вышел на маршрут №3.
И это не все. Теперь одесситы смогут воспользоваться первым в городе электробусом. Это новый вид общественного транспорта, который тоже был собран на мощностях КП «Одесгорэлектротранс», на базе троллейбуса Skoda.
Заряжается электробус от контактной сети, что позволяет ему двигаться в автономном режиме и в то же время работать, как троллейбус.
Максимальная дальность автономного хода – 50 км, но в условиях города расстояние составит всего 25-30 км. Единственный пока в Одессе электробус будет работать на 10-м маршруте.
Кроме того, на улицах города появился первый многосекционный трамвай «Oдиссей макс» – самый длинный в Украине. Собранный из трех секций на базе кузова TatraT3, он способен перевозить до 280 пассажиров одновременно при 62 посадочных местах. «Oдиссей макс» будет ходить по 26-му маршруту и курсировать (внимание!) между 11-й станцией Люстдорфской дороги и Старосенной площадью.
«Веселая деревня»
Когда и где в Одессе пустился в путь первый трамвай? Бытует устойчивое мнение, что по улице Греческой в 1910 году. Кстати, там и поныне можно увидеть фрагмент рельса столетней давности.
Да, долгое время принято было считать, что первый трамвай в Южной Пальмире был пущен 24 сентября 1910 года по короткому маршруту от улицы Ришельевской, через Почтовую и Канатную до Ланжерона. На самом деле это не соответствует истине.
Движение электрического трамвая было открыто тремя годами раньше, 9 августа 1907 года, до пригорода Одессы – немецкой колонии Люстдорф (Ольгино). Поселок Люстдорф, заложенный немцами-колонистами, по возрасту почти ровесник Одессы. Название «Люстдорф» в переводе с немецкого означает «Веселая деревня».
Кстати, о поселении немцев на территории Одессы и Одесской области свидетельствуют и другие топографические названия. Уже на первых картах Одессы можно увидеть Немецкую улицу, где компактно проживали переселенцы из Германии. Улицу не раз переименовывали: то в Ямскую, то в Новосельского, то в Островидова, затем опять в Новосельского.
А вот Лютеранский переулок сохранил свое название до наших дней. Центром немецкой слободы была Лютеранская церковь Святого Павла, шпиль которой был виден издалека, еще на въезде в город. Возведенная первоначально по проекту Франца Боффо, в 1897 году Кирха была перестроена. Новый проект заказали одесскому немцу – архитектору Шоврембрандту. Недавно старая одесская Кирха возвращена из небытия и реконструирована.
В пригородах Одессы тоже были места компактного проживания немцев: Гросс-Либенталь и Кляйн-Либенталь, Петерсталь и Нейбург.
«И трамваи пробивают себе путь в листве осенней»
Так вот, возвращаясь к первому одесскому трамваю. Жизнь в немецкой колонии была весьма оживленной. Но находясь на окраине Одессы, Люстдорф испытывал необходимость в обеспечении надежной связи с городом.
Эту проблему предприимчивые и технически подкованные немцы решили достаточно просто. К 1907 году за собственный счет они соорудили короткую линию электрического трамвая – трамвай в Люстдорфе был узкоколейным, а трамвайная линия – с двумя разъездами. .Осуществил этот проект бельгийский промышленник господин Р.Э. Легодэ. Первая трамвайная линия соединила Люстдорф и 16-ю станцию Большого Фонтана.
Эта линия стала продолжением самого протяженного, с пересадкой, городского маршрута – от города «паровиком» (паровым трамваем) до Большого Фонтана и от него до Дачи Ковалевского «конкой». В итоге, пассажирам из Люстдорфа надо было сделать две пересадки, сначала на конку, затем на паровик.
Здесь же в немецкой колонии было построено самое первое в Одессе трамвайное депо, из которого ровно в 7.40 выходил трамвай. И вскоре на нем везли свою продукцию на Старосенную площадь и на рынок «Привоз» немецкие колонисты.
При пуске первого электротрамвая в 1907 году гостей приветствовал пастор, произнесший речь на немецком языке. Уездный исправник, председатель приемной комиссии И. В. Янышевский, выступая, подчеркнул, что «Ольгино является первой в России сельской местностью, имеющей свой электрический трамвай». А редактор «Русской речи» Слюсаревский заметил, что Ольгино уже пользуется электрическим трамваем в то время, как «Одесса еще путешествует на клячах, хотя и по красивым улицам».
Время – вперед!
Удобное сообщение с городом повысило значение Люстдорфа как курорта, особенно с полным переходом в 1913 году одесского трамвая на электрическую тягу, когда в прошлое ушли «конки» и «паровики».
Когда-то трамвай в Люстдорфе ходил до самого моря. События революции и гражданской войны нарушили ход жизни и трамвайное движение в Люстдорф. Электросообщение с «Веселой деревней» возобновилось в 1924 году. В 1934 году начался переход трамвайных линий на широкую колею. А в 1935-м была построена такая линия до Люстдорфа. В 1941 году война вновь прервала трамвайное сообщение. Но 1 сентября 1949 года трамвайная линия «Пассажирский вокзал – Черноморка» была восстановлена.
Интересно, что довольно долго трамваи 29-го маршрута «Одесса – Люстдорф», в то время ходившие через Дачу Ковалевского, были оборудованы двойными токоприемниками – дуговым и роликовым. До Дачи Ковалевского действовал дуговой, затем он опускался и поднималась роликовая штанга. Способ подвески контактной сети Люстдорфа допускал применение только ролика. Только после перевески проводов стали ходить трамваи обычной конструкции.
Сегодня от старых сооружений в Люстдорфе сохранилась только часть депо – здание электростанции из красного кирпича. Да еще память о былом хранят старые фотографии.
Но нам ли жить в печали, если одесские умельцы в мастерских «Одесгорэлектротранса» наладили сборку в вагоноремонтных мастерских своих трамваев. Красавцы, окрашенные в цвета одесского флага, носят имя гомеровского героя и по дизайну не уступают своим западноевропейским коллегам.
Ну что, поехали?..