Сегодня лошади, как боевые и охранные единицы, уступили место технике помобильнее и побыстрее, и это естественно, ведь мир не стоит на месте и многое в нем меняется. Но нужны еще рыжие, каурые и серые – и в спорте, и на арене, и для лечебных процедур, и для охраны порядка.
Отряды конной милиции в Украине вновь заняли свои места в подразделении милиции в феврале 2000 года, но тогда еще только на бумаге. Приказ был и милиционеры были, как и положено по штатному расписанию, 20 человек, а вот коней не было. И только в мае всадники и лошади встретились. Службу они несли, по всему видно, исправно и пользу приносили немалую, потому что уже к 2002 году киевская конная милиция МВД Украины состояла из роты, насчитывающей 77 бойцов и 25 коней. В 2012 году Киев мог похвастать 12 конными милицейскими ротами.
А в 2015 году пришлось все начинать сначала. Кавалерийская рота в составе 73 человек вошла в структурное подразделение Управления патрульной полиции в Киеве, и основным направлением деятельности конных полицейских стало патрулирование парков, скверов и других мест массового культурного отдыха граждан.
Увы, количество конных охранников порядка не растет, а сокращается. По официальным данным, к весне нынешнего года в роте киевской конной милиции остался 61 кавалерист.
В Одессе отрядов конного патрулирования сегодня нет. Но так было далеко не всегда. Более того, историю развития Одессы без бравых стражей порядка на лошадях и представить себе невозможно.
Ехал казак из-за Дуная
Конные команды, в обязанность которым вменялось патрулирование улиц, «дабы повсеместно за добрым порядком следить», появились в Российской империи еще во времена Петра I. Формировались они из бойцов армейских и гарнизонных полков и назывались полицейскими драгунскими командами.
В крупных губернских, уездных и, тем более, портовых городах, где для обеспечения безопасности требовалась особая мобильность, обычно формировалисьусиленные конные команды, состоявшие из одного унтер-офицера и 12 рядовых. С 1878 года в штаты уездных полицейских управлений было включено по 5000 конно-полицейских урядников, чтобы «при каких-либо экстренных обстоятельствах в одном пункте можно сосредоточить с должной быстротой достаточное количество вооруженной силы, проникнутой духом дисциплины…».
Конечно же, молодой, но быстро развивающийся город у моря тоже был оснащен драгунскими командами. Конные отряды, состоявшие из дунайских казаков, много сделали для Одессы в лихие годы болезней и войн и удостоились за это особой милости императора.
Как известно, в Одессе с 1792 по 1902 годы разразилось семь чумных эпидемий. Самая страшная из них по масштабам и продолжительности началась в августе 1812 года – почти сразу после подписания мирного Бухарестского договора между Российской и Османской империями, завершившего Русско-турецкую войну 1806-1812 годов. В результате примирения между двумя странами была разрешена свободная торговля и корабли с товаром во множестве устремились из турецких портов в одесский.
Долгожданная свобода принесла прибыли, но она же и спровоцировала эпидемию чумы. В это время болезнь уже свирепствовала за Дунаем, косила людей на Кавказе, в Константинополе. С корабельными крысами попала она и в одесский порт.
Правда, существует и другая версия, по которой смертоносную бациллу привезли с собой гастролировавшие тогда в Одессе итальянские актеры. Как бы там ни было, но болезнь распространялась среди одесситов со скоростью бушующего пожара, и уже скоро в городе от чумы умирало до 20 человек в сутки.
Генерал-губернатор Одесского края Дюк де Ришелье пошел на крайние меры. Был объявлен карантин по всей за-Бугской части Херсонской губернии, в которую тогда входила и Одесса. Линия карантинной стражи протянулась по Бугу, Днестру, Кодыме и сухопутной части Подольской губернии. Одесса по сути была окружена карантинной цепью, которую и обеспечивали конные Дунайского казачьего войска. Они патрулировали местность и никого не впускали и не выпускали из города. Но чума еще не сняла всю свою жатву, и Ришелье пришлось ввести еще более строгий карантин, при котором гражданам города, за исключением врачей и «смертной команды», запрещено было появляться на улицах. Все общественные мероприятия, вплоть до посещения церкви, отменялись.
За соблюдением правил наблюдали казачьи патрульные разъезды. Они объезжали страшный зачумленный город, чтобы не допустить беспорядки и охранять покой живых. Чума унесла более 4000 жизней и отступила лишь в феврале следующего года.
За мужество, преданность и отличное несение службы император Александр I даровал 450 казакам Дунайского Новороссийского казачьего войска три привилегии – жить в Одессе, служить в полиции и жениться на представительницах высшего сословия. Очевидцы утверждают, что особым успехом пользовалась третья часть соглашения, и неудивительно – ведь женитьба на дворянке давала казакам–молодцам пропуск совсем в иную жизнь. Нельзя сказать, чтобы такие браки были явлением распространенным, но случалось, что дамы из высшего общества давали свое согласие. Так оседали в Одессе бравые воины, занимая свое место в общественном устройстве города и всего края.
С 1832 по 1863 годы состав Дунайского Новороссийского казачьего войска принимал активное участие в поддержании порядка в городе. Конные разъезды патрулировали улицы, охраняли продовольственные магазины, гауптвахты, крепости, остроги, почту, склады, карантинные посты.
Летучие отряды Блинова
Лихие революционные годы перекроили жизнь заново. В 1919 г. на картах страны вместо привычной Херсонской появилась Одесская губерния. До 1925 года в Одесскую губернию входили Первомайский, Балтский, Елисаветградский, Вознесенский, Николаевский, Херсонский, Днепровский, Одесский, Тираспольский уезды и заштатный город Березовка (именно так он назывался в официальных документах). В это неспокойное время на обширной территории края бесчинствовали большие и малые банды. По полям и лесам юга Украины носились разбойничьи отряды в сотню, а то и более человек. Банды Заболотного, Левченко, Махно, Ступицкого, Тютюнника, Гулько, Янгелова, Красюка и многих других, не давали никому жить спокойно. Так вновь появилась необходимость в конной милиции. Только ее подвижные, легкие, хорошо вооруженные отряды способны были очистить страну от бандитского террора. Конную милицию поручили создать красному командиру Федору Сергеевичу Блинову.
Федор Блинов, все годы гражданской войны прослуживший в 1-й Конной армии Буденного, подходил для этой роли как нельзя лучше. Он организовал конные отряды в Полтавской, Харьковской губерниях, затем был откомандирован в Одессу. Со своим эскадроном кавалерийского резерва Одесского губернского уголовного розыска, в котором в разные годы числились от 500 до 800 конников, уничтожил немало бандитов.
За стеклом стенда Народного музея истории органов внутренних дел Одесской области красуется зазубренная в многочисленных боях шашка Федора Блинова. Рядом расположились карабин «Мосин», револьвер «Наган». Все это – штатное вооружение кавалерийского эскадрона Одесского губернского уголовного розыска уже 30-х годов прошлого века.
Хоть с бандами было давно покончено, кавалерийскому отряду Блинова и в городе работы хватало. Патрулировали улицы, несли караул возле театров, осматривали продовольственные склады, заглядывали в глухие участки Молдаванки, Слободки-Романовки, Пересыпи.
Во время Великой Отечественной войны Федор Блинов принял командование полком кавалерийского дивизиона и участвовал в обороне Одессы. За боевые заслуги награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями.
После войны в разрушенном, разграбленном городе стало так же неспокойно, как и в послереволюционные годы. Опять подняли голову банды, наводя ужас на мирное население. На дорогах за городом бесчинствовали лихие молодчики, имеющие трофейное оружие, а к нему еще и автомобили. Бандиты убивали военных и милиционеров, чтобы достать мундир, военные и милицейские удостоверения, и часто прикрывались обликом правоохранителей.
Именно так, кстати, действовала и известная всем по фильму «Место встречи изменить нельзя» банда «Черная кошка». Только в реальной жизни банду возглавлял не Горбатый, а бандит Николай Морущак, его «правой рукой» был Федор Кузнецов по кличке Когут. В банду входили 19 рецидивистов, за очень небольшое время они успели совершить ряд ограблений и жестоких убийств, в том числе и сотрудников органов правопорядка. Разбойничали в городе и банды помельче – дяди Ешты, Пионера, Жокея, Тарзана, вовсю гуляли «Голубые сапожки», «Золотари» и прочие. Они не гнушались никакой добычей и благородных различий между «богатыми» и «бедными» не делали – грабили всех.
Поступали тревожные сводки и из области – Первомайска, Беляевки, Березовки, Тирасполя. Бандиты, обрядившись в мундир военных, солдат и офицеров, форму милиционеров, сотрудников госбезопасности, совершали налеты на магазины, сберегательные кассы, обчищали машины инкассаторов и продовольственные обозы.
Кавалерийский эскадрон Одесской милиции вновь приступил к своим обязанностям и навел порядок в городе и области. Конная милиция в Одессе просуществовала до 1947 года, а потом была расформирована на длительное время.