У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами
Музей современного искусства Одессы с 12 июня по 20 сентября 2015 г. представляет в Национальном художественном музее Украины проект «ENFANT TERRIBLE. Одесский концептуализм».
Проект исследует историю возникновения одесского концептуализма, его становление и влияние на последующие волны современного искусства Украины. В семи залах первого этажа НХМУ будет представлен путь, проделанный художниками Одессы, в поисках нового языка искусства с середины 50-х до наших дней.
Известно, что история украинского современного искусства начинается с течения в визуальном искусстве Одессы, названном впоследствии «одесским концептуализмом». Это случилось благодаря тому, что одесские художники применили новую для нашей страны методологию самого создания произведения искусства, со смены парадигмы в отношении того, что считать искусством. Они обратились от изображения к языку, отчасти включаясь в общее тексто- и литературоцентричное движение интеллектуальной культуры своего времени, отчасти просто интуитивно, повинуясь некоторому внутреннему порыву. Это обращение к тексту — не что иное, как осознание того, что язык — это тот мета-уровень, на котором возможно взаимодействовать со зрителем и прямо оперировать культурными кодами, минуя изображение. Концептуалисты начали в свои работы вводить знаки, элементы слоганов, обрывки и фрагменты высказываний массовой культуры; иронически использовать языковые клише, игру слов и местный фольклор. Если Борис Гройс в 1979 году назвал московский концептуализм «романтическим», то одесский, уж точно, можно назвать гедонистическим, жизнерадостным.
На выставке представлены непривычные для отечественного музейного пространства произведения, часто нуждающиеся в комментарии для погружения в контекст времени. Экспозиция построена таким образом, чтобы дать возможность зрителю наглядно представить этот феномен в исторической перспективе от первых протоконцептуальных работ 50-х и до современного искусства наших дней. Выставка формировалась сотрудниками Музея современного искусства Одессы на основе частных коллекций, архивов Одесского Музея западного и восточного искусства, галерей и фондов. Экспонируются работы как мэтров концептуализма: Леонида Войцехова, Юрия Лейдермана, Сергея Ануфриева, Игоря Чацкина, группы «Перцы», «Мартынчиков», так и многих других художников, на которых косвенно или явно оказало влияние одесское концептуальное движение. Были найдены редкие живописные и графические работы, документы, тексты, фотографии, слайды, видео и многие другие материалы, которые будут впервые представлены публике. Отдельной важной особенностью выставки станет освещение документации художественных акций 80-х и 90-х, первых видео и перформансов.
Очевидно, что концептуализм в Одессе возник не внезапно и не остался целиком в прошлом, а стал культурным фундаментом и источником художественных генов для современных течений визуального искусства Украины. Проект ENFANT TERRIBLE разрабатывает основу для фундаментального исследования этого пласта культурной жизни нашей страны.
Коллектив МСИО посвящает проект его скоропостижно скончавшемуся куратору Мирославу Кульчицкому.
Проект исследует историю возникновения одесского концептуализма, его становление и влияние на последующие волны современного искусства Украины. В семи залах первого этажа НХМУ будет представлен путь, проделанный художниками Одессы, в поисках нового языка искусства с середины 50-х до наших дней.
Известно, что история украинского современного искусства начинается с течения в визуальном искусстве Одессы, названном впоследствии «одесским концептуализмом». Это случилось благодаря тому, что одесские художники применили новую для нашей страны методологию самого создания произведения искусства, со смены парадигмы в отношении того, что считать искусством. Они обратились от изображения к языку, отчасти включаясь в общее тексто- и литературоцентричное движение интеллектуальной культуры своего времени, отчасти просто интуитивно, повинуясь некоторому внутреннему порыву. Это обращение к тексту — не что иное, как осознание того, что язык — это тот мета-уровень, на котором возможно взаимодействовать со зрителем и прямо оперировать культурными кодами, минуя изображение. Концептуалисты начали в свои работы вводить знаки, элементы слоганов, обрывки и фрагменты высказываний массовой культуры; иронически использовать языковые клише, игру слов и местный фольклор. Если Борис Гройс в 1979 году назвал московский концептуализм «романтическим», то одесский, уж точно, можно назвать гедонистическим, жизнерадостным.
На выставке представлены непривычные для отечественного музейного пространства произведения, часто нуждающиеся в комментарии для погружения в контекст времени. Экспозиция построена таким образом, чтобы дать возможность зрителю наглядно представить этот феномен в исторической перспективе от первых протоконцептуальных работ 50-х и до современного искусства наших дней. Выставка формировалась сотрудниками Музея современного искусства Одессы на основе частных коллекций, архивов Одесского Музея западного и восточного искусства, галерей и фондов. Экспонируются работы как мэтров концептуализма: Леонида Войцехова, Юрия Лейдермана, Сергея Ануфриева, Игоря Чацкина, группы «Перцы», «Мартынчиков», так и многих других художников, на которых косвенно или явно оказало влияние одесское концептуальное движение. Были найдены редкие живописные и графические работы, документы, тексты, фотографии, слайды, видео и многие другие материалы, которые будут впервые представлены публике. Отдельной важной особенностью выставки станет освещение документации художественных акций 80-х и 90-х, первых видео и перформансов.
Очевидно, что концептуализм в Одессе возник не внезапно и не остался целиком в прошлом, а стал культурным фундаментом и источником художественных генов для современных течений визуального искусства Украины. Проект ENFANT TERRIBLE разрабатывает основу для фундаментального исследования этого пласта культурной жизни нашей страны.
Коллектив МСИО посвящает проект его скоропостижно скончавшемуся куратору Мирославу Кульчицкому.