Информация к новости
5-05-2020, 20:00

Эпоха «Тяни-Толкай»

Категория: Новини / Статті


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Импульсы политики ныне правящих в Украине схожи с непредсказуемостью скачек «Тяни-Толкая». Часто команда «новых лиц» во главе с Владимиром Зеленским меняет на 180 градусов ход предпринимаемых управленческих решений. Разброд и шатания их мнений стали особенно явны на старте реагирования властей на заражение украинцев коронавирусом и в споре о назначении (подсадным) заместителем премьер-министра скандального «майданца» М. Саакашвили. Обывателей это всё больше пугает, зато наблюдательным знатокам стал виден действенный способ, как «исправлять» и вызывать принятие решений «командой Зе».

«Тяни-Толкай» – символ новой манеры правления в Украине

Творение фантазии Хью Лофтинга, названное «Тяни-Толкаем», имело две головы, что побуждало резко менять направления скоков. А у В. Зеленского голова хоть и одна, но ход мыслей там будоражит донесение через Офис президента мнений и возражений разных лоббистов и различных групп общества. Успехам таких влияний «мозговых атак» способствуют как минимум три обстоятельства.

С одной стороны, украинский политикум традиционно потакает своеволию держателей поста президента, соглашаясь на их особое «право ревизии» ранее установленных «правил», включая «нормы» Конституции. Их «главам государства» позволяют в той или иной мере менять (по мотивам – «лучших побуждений» и «блага Отечества»). А в нынешней ситуации того же жаждут от «главы государства» и ряд влиятельных иностранных групп и персон. И с начала президентства В. Зеленского ему дали крупный «карт-бланш» на импровизации, позволив даже провести летом 2019 года досрочную смену состава Верховной Рады.

Во-вторых, удачливым артистом и режиссером Владимир Александрович стал благодаря «гибкости» (интуитивного) мышления и в новой роли государя практикует прежний способ искать эффектные решения путем экспромтов и проб. При этом многие внушают, что такой путь «гениальных догадок» – не только более удобен и привычен нынешнему президенту, но и оправдан «общей кризисной ситуацией» в стране. Мол, это эффективнее традиционных (и более трудных) практик системного анализа масс данных, добываемых в ходе многоэтапных совещаний с соответствующими практическими специалистами. Тем более что замещать последних рвутся придворные «эксперты широкого профиля».

В-третьих, нынешний глава государства (как и большинство его предшественников) мало знает детали явлений и социальных отношений, становящихся предметом «правок» при принятии им и его подчиненными соответствующих решений. Но как честный человек В. Зеленский не пытается уклоняться от участия в этом и возлагать (как принято у бандитов и «диктаторов») персональную ответственность на кого-либо «отвечающего головой» за последствия выбранного сценария действий управленцев. Нет, В. Зеленский считает, что все соучастники соответствующих совещаний – «команда (его) единомышленников» и потому, когда «что-то пойдет не так», не надо искать виновных (все же «замазаны» соучастием в совещаниях), а надо учесть появляющиеся новые знания и срочно менять что-то из прежних «ошибочных» решений. Такая манера управления по методу «тыка» бывает безобидна во многих видах спорта, сценического искусства и т. д., но когда это касается судеб многих людей, «цена» ошибок намного возрастает. Но пока перестроиться на новый лад командования подчиненными В. Зеленский не смог, а от командования его никто ещё не оттеснил...

Указанные выше обстоятельства в принятии «командных» решений Зе-правления усугубляются теми реалиями, что заинтересованные деятели (включая и личных неприятелей В. Зеленского) в разной мере стараются укрывать от «новых лиц» важные сведения, дезинформировать «вбросами» неверных сообщений, отвлекать внимание на малозначимые события и т. д. И порой так побуждают правящую команду, как шугаемого Тяни-Толкая к резким переменам мнений и действий. Подобное случалось уже много раз.

Власть внемлет требующим

В конце апреля в Украине (как и в ряде других стран) активизировались недовольные ограничениями хозяйственной деятельности на период коронавирусного «карантина». Убедительнее прочих возмущались представители фермеров, отстаивали право продавать товары на сельскохозяйственных рынках, недавно закрытых по решению Кабмина.

Правительство в данном случае лишь выполняло задание президента противодействовать распространению эпидемии. Но вал протестов сограждан и их переманивание политическими соперниками страшат команду Зе не меньше, чем COVID-19. Поэтому уже 27 апреля Офис президента оперативно провел (через Интернет) беседу В. Зеленского с премьер-министром Денисом Шмыгалем о каких-то частичных уступках торгующим на рынках. Премьер-технократ (имея за плечами опыт практического бизнес-управления, а не лекторства на презентациях) мигом принял к исполнению новое указание главы государства, о чем Секретариат КМУ оперативно сообщил на сайте, для успокоения протестных настроений. А затем с сотрудником Офиса президента правительство согласовало проект «своего» решения возобновить с 1 мая работу 282 рынков. Этим сделали части граждан скромный подарок к Дню труда.

Так сработала простая схема управления «убеждением»: масса граждан выходят на протест, в Офисе президента оценивают масштаб, реальность настроений и возможные последствия произошедшего. Если акцию признают убедительной (чреватой бедой при игнорировании заявленных требований), дается команда подчиненным, чтобы как-то успокоили возмутившихся. Такая реакция ныне правящих – не оригинальна и логична, исходя из задачи избегать раздражения народа решениями чиновников. Но сам этот подход четко указывает всем активным гражданам: хотите исправлений политики – активно требуйте (не на кухнях), объединяя единомышленников в значимую «массу».

Так век спустя на новых фактах подтверждается замечание автора оды «Партия»:

если в партию

сгрудились малые –

сдайся, враг,

замри и ляг!

Вероятно, команда Зе может идти на уступки при массовом выражении протестов и по другим вопросам: «рынок земли», диктатура НБУ, погром государственной сети медучреждений и т. д. Поэтому в ближайшее время могут добиваться те, кто не отвергая команду Зе, буйно жалуется на то или иное ущемление прав. Это перспективно (и гораздо разумней, чем «жевать сопли», «распускать нюни» или «валить» из страны).

Жертвование «рейтингом» – уязвимое место команды Зе

В отличие от буриданова осла. нынешнего верховного правителя Украины интересует не сено, а «рейтинг популярности». Вероятно В. Зеленский нацелен (как и недавний президент США Б. Обама) сберечь симпатии своих поклонников до истечения срока своего президенства, чтобы потом можно было продолжить карьеру шоумена, «честно глядя в глаза» избирателям. Эта невинная мечта резко сужает нынешнему главе государства горизонт мышления, удерживая от принятия репрессивных мер, без чего редко кому из правителей удается поддерживать свою власть.

Проблема сохранения «рейтинга» Зе усугубляется тем, что весной 2019 года за нынешнего президента голосовали очень разные люди и социальные группы с противоположными устремлениями. Действовать в их интересах – задача для президента еще более трудная, чем для буриданова осла – выбор корма.

Выбор В. Зеленским своей «опорной» социальной группы избирателей усложняет наличие неких (неведомых пока массам сограждан) соглашений с режиссерами иностранного влияния в Украине. Очевидно, этим обусловлены его попытки избегать «вмешательств» в деяния чинов Нацбанка Украины, чьи аферы так разоряют украинцев, что обираемые вкладчики и заемщики могут от (игнорируемых пока) жалоб перейти к более агрессивным акциям протеста. Чтобы не утратить симпатии этих сограждан, команде Зеленского надо успеть за них вступиться, прежде чем те возмутятся «обманом НБУ» и «предательством» новой власти. Реалии социальной борьбы вынуждают (чтобы не последовать участи буриданова осла) окончательно выбрать и доказательно показать, чьи «права» для президента важнее: кучки пришлых финансовых воротил с подручными «соросятами» или ущемляемого большинства украинцев.

«Честность» в ситуации В. Зеленского состоит не в том, чтобы пытаться выполнить прежде обещанное, но невыполнимое, а в том, чтобы выбрать, чьими ожиданиями пожертвовать. Ведь разочаровать так не грех даже «великого и ужасного» Дж. Сороса: если прежний договор становится не выгоден имеющему власть, это достаточное «основание» признать прежние обещания «устаревшими», ссылаясь на любое из одолевающих «форс-мажорных» обстоятельств. Действуя иначе (тупо соблюдая былые «обязательства» в новых условиях), трудно достигать успехов в политике. Например, лидеры Запада, исполняя статьи Хельсинского соглашения, не смогли бы развалить СЭВ и Варшавский договор, раздробить СССР, Югославию и Чехословакию. А блюдя нормы Конституции Украины 1996 года, реформаторы не провернули бы в нашей стране и десятой части сотворенных «трансформаций». Поэтому и В. Зеленский имеет «политическое» право ослабить бремя прежних обязательств, признав часть их ничтожными. Надо лишь не ошибиться в выборе, кого признать «балластом». И тут главным критерием для команды Зе очевидно является точный расчет минимальных потерь для их «рейтинга поддержки».

Сила «народовластия» – оправдательный force majeure для Зе

В нынешней ситуации множащегося числа неординарных социальных проблем и конфликтов команда В. Зеленского имеет, но почему-то оттягивает применение прекрасной возможности без крупного ущерба для политического рейтинга уклониться от обвинений в «некомпетентности» или «обмане»: им достаточно выпустить на «арену» политических интриг фактор «народовластия». Благо в эклектичной предвыборной программе президентской партии «Слуга народа» первейшим приоритетом задекларировано развивать «институты прямой демократии»: от отзыва депутатов (чрезмерно лоббирующих интересы какой-либо финансовой группы) до референдумов.

В последнем случае ни «коллеги» из стран ЕС, ни многочисленные функционеры «институтов гражданского общества» не смогут публично заклеймить такой вариант правки способов принятия управленческих решений. А кто рискнет – лишь подыграют команде Зе, помогая им предстать почти «героями»: не убоялись, мол, возмущения самого господина Саа… и Ко.

Правда, открытость такого «окна возможностей» не может длиться долго: помимо вводимых «коронавирусных» ограничений для свободного общения граждан, после летних послаблений осенью придет череда новой выборной кампании, а потом… Потом мнения уже проголосовавших избирателей на пару лет обесценятся для удержавших власть. Поэтому «ловить момент» надо – не откладывая в «долгий ящик» (как деликатно назвали мастера словес предмет, именуемый в народе проще: «гроб»).




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.