220 до зубов вооруженных немецких нацистских дивизий и их сателлитов в ночь с 21-го на 22 июня 1941 года вторглись на территорию Советского Союза. 74 года назад началась Великая Отечественная война, которая длилась почти пять лет. А если быть точным – 1418 дней и ночей народы тогдашней страны Советов защищали свою Родину. Ощетинившись, они вгрызлись в родную землю, защищая каждую ее пядь. При этом проявляли невиданный доселе в мировой истории мужество и героизм, кладя на алтарь Отечества самое дорогое – свою жизнь. Сколько их, безымянных героев полегло в тех кровопролитных боях?! По недавним, уточненным, данным, около 28 миллионов человек погибло в той войне. Именно на долю наших соотечественников выпала историческая миссия сломать хребет коварному врагу во Второй мировой войне. Наши деды и отцы в очередной раз подтвердили: кто с мечом к нам придет – тот от меча и погибнет.
И потому не случайно сегодня, в канун годовщины начала войны, которая для ее участников была и навсегда останется Великой Отечественной, мы публикуем воспоминания Ивана Карпенко – штурмана дальней бомбардировочной авиации, участника боевых действий, участника мало известного Парада Победы в Берлине.
Они - очередное напоминание горячим головам, тем, кто грозит нам мечом, тем, кто до сих пор размахивает военной дубинкой и лелеет мысли о мировом господстве.
Жаль, что исторический опыт Второй мировой ничему их так и не научил!
Парад Победы в Берлине
Известно, днем окончания Второй мировой войны считается 1 сентября 1945 года, а на следующий день, второго сентября, был подписан акт о капитуляции Японии. Участники военных баталий — союзники СССР — договорились достойно отметить это событие. Они наметили на 7 сентября проведение Парада Победы союзных войск в Берлине — в логове фашистского «зверя». Заранее оговаривалось место его проведения: Рейхстаг и Бранденбургские ворота, потому что именно здесь проходили завершающие бои в Берлине. Парад должны были принимать главнокомандующие войсками СССР, США, Великобритании и Франции.
К сожалению, уже накануне советская сторона получила уведомление, что по ряду причин главнокомандующие союзными войсками не могут прибыть в Берлин и уполномочили принять в нем участие своих генералов.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков доложил об этом Сталину, на что тот ответил: «Они хотят принизить значение Парада Победы в Берлине... Не обращайте внимания на отказ союзников и принимайте парад сами, тем более, что мы имеем на это права больше, чем они».
Ранним утром 7 сентября 1945 года в центре Берлина — Тиргартене — расположились войска. Они почти сплошь занимали все прилегающие улицы и площади. В районе Бранденбургских ворот стояли советские танки, самоходные орудия и бронетранспортеры, рядом — американские, английские и французские танки, бронетранспортеры. За танками построились войска: советские, американские, английские и французские. Чуть в стороне от Колонны Победы построились сводные полки и батальоны тех соединений, которые штурмовали Берлин. Они-то и обратили на себя внимание присутствовавших. А их было немало: одних берлинцев около 20 тысяч человек, а также многочисленная армия советских и иностранных журналистов и других гостей, размещенных на огромной трибуне, сооруженной советскими саперами из пахнущих еще смолой досок.
Напротив нее расположились четыре оркестра. Войска каждого союзного государства проходили мимо трибуны под звуки своих оркестров.
К трибуне на машине с эскортом подъехали представители союзных держав, имевшие полномочия от своих главнокомандующих: генерал Паттби представлял Эйзенхауэра (США), генерал Робертсон — Монтгомери (Англия), французов представлял генерал Кельц.
Когда ровно в 11 часов прибыл Маршал Советского Союза Георгий Жуков — распорядитель парада — британский комендант Берлина генерал-майор Нэйрс представил ему прибывших союзников. Жуков в их сопровождении объехал на машине фронт построившихся войск, встретивших своих генералов громкими возгласами: «Ура!», «Виват!».
После окончания смотра войск Жуков и сопровождавшие его генералы поднялись на трибуну и поприветствовали присутствовавших советских военачальников. Маршал произнес здравицу, обращенную к войскам:
«Боевые друзья, соратники по оружию, солдаты, офицеры и генералы оккупационных войск США, Советского Союза, Соединенного Королевства и Французской республики! Сегодня в Берлине мы торжествуем победу справедливости над черными силами агрессии. Через четыре месяца после безоговорочной капитуляции Германии разбитая наголову на морях и на суше, признала себя побежденной и сложила оружие империалистическая Япония... Отныне человечество всего мира избавилось от угрозы немецкого нашествия на Западе и японского разбоя — на Востоке!».
Георгий Константинович говорил о торжестве боевого содружества великих государств, о благодарности народов мира победителям, их войскам за завоеванный мир. «В этот торжественный день, — сделал ударение он, — мы сердечно поздравляем всех, кто не терял веры в наше правое дело. Мы склоняем наши боевые знамена в память о тех, кто отдал свою жизнь Великой Победе над черными силами агрессии...».
После торжественной здравицы в честь Победы войска громогласно воскликнули: «Ура!», «Виват!»...
От Бранденбургских ворот в направлении Шарлоттенбурга началось шествие войск. Его открыла советская пехота, штурмовавшая Берлин, сводный полк Героев Советского Союза во главе с полковником Леневым. Он сражался за Берлин, за Рейхстаг и Бранденбургские ворота, участвовал в Параде Победы в Москве… После прохождения советских войск наш оркестр смолк. Зазвучал четкий французский марш. Под его звуки прошли французские военнослужащие, за ними под звуки оркестра – английские воины, а затем американские парашютисты...
Сменяя пехотинцев, улицу заполнили английские танки. Они двигались колонной по четыре машины в ряд, затем прошла американская техника. На многих американских танках были надписи: «Адский мститель», «Кошмар Гитлера», «Исчадие ада»...
А со стороны Бранденбургских ворот уже нарастал гул могучих советских тяжелых танков. Они шли по три в ряд, занимая всю ширину улицы.
В головной машине Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Тихон Абрамов. Танки сменили самоходки.
Помню, что трибуны охватило волнение, все поднялись. Такое не часто увидишь... Момент прохождения советской техники был самым волнующим, торжественным, величественным...
В Берлинском параде по договоренности сторон не принимали участие авиация и военно-морские силы стран-союзников из-за удаленности их расположения.
Под бурные аплодисменты всех присутствующих закончилось это волнующее победное шествие в честь окончания Второй мировой войны, которому, по известным идеологическим и политическим причинам, так незаслуженно мало уделялось внимания, как в СССР, так и в других странах-победительницах.
Иван КАРПЕНКО, участник Великой Отечественной войны