21 и 22 июня свой 68-й театральный сезон Одесский академический театр музыкальной комедии им.
М. Водяного заканчивает премьерой. Волшебная музыка Имре Кальмана перенесет зрителя на сто лет назад — в 1915 год. Именно тогда появилась на свет знаменитая «Королева чардаша» (либретто «Да здравствует любовь!» Лео Штайна и Белы Йенбаха). Королева же более известна нашему зрителю по имени главной героини — Сильвы — и новый спектакль будет именоваться именно так.
«Образ Сильвы вошел в меня…»
Знаменитая мировая классика, вечно юная и вечно прекрасная (хотя и столетняя!) «Сильва» — снова на сцене нашей Музкомедии. Такой вот истинный подарок и одесситам, и гостям города к окончанию театрального сезона.
Конечно, премьера в театре — это всегда праздник, но, как рассказывает руководитель отдела рекламы и связей с общественностью театра Музкомедии Татьяна Орел, праздник ожидается не совсем обычный. Созданной в 1915 году оперетте, которой суждено было стать символом жанра и которая ставилась на сценах театров едва ли не всего мира, исполняется сто лет. Конечно, «пройти мимо» этого события никак нельзя.
— Только в нашем театре было четыре постановки «Сильвы», — рассказывает Татьяна Орел. — Это было в 1947, 1962, 1975, 1985 годах. Обратившись к архивам театра, мы нашли много интересных материалов, фотографий, посвященных «Сильве» прошлых лет. Все это — уже история, и с ней мы хотим познакомить и зрителя, который придет на премьеру. Для этого в фойе театра будет установлен специальный стенд, посвященный всем «Сильвам», которые шли на сцене одесской Музкомедии. Это и дань уважения к насыщенному прошлому нашего театра, да и одесскому зрителю, уверена, это будет очень интересно. Тем более, что первая одесская Сильва — примадонна театра Музыкальной комедии имени М.Водяного, народная артистка Украины Евгения Дембская — и по сей день является жемчужиной нашей труппы.
Да, в том уже тоже далеком 1947-м главную героиню спектакля играла Евгения Дембская. В одном из своих интервью она откровенно рассказывала, как буквально сжилась со своей героиней: «Во время репетиций я так переживала ее переживания, что мне становилось плохо, и однажды даже пришлось вызвать «скорую». Хотя, в моей биографии нет ничего схожего с биографией моей героини. Но когда я разучивала роль, образ Сильвы вошел в меня, и я играла ее не как Женя Дембская, а как артистка варьете Сильва Вареску. Все происходящее с ней я переживала так, как должна была переживать она. Сильва до сих пор живет во мне. Помню, что я не могла спокойно смотреть в глаза Эдвину и говорить ему: «Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье?»
…Я вошла в эту роль, влезла в судьбу Сильвы всем существом своим, всем своим умом. Я представляла себя только Сильвой. Что бы я ни делала: подносила ли платок, вытирая слезы, вспоминала ли что-то, смеялась ли — я все это делала, как она...»
Когда слышишь подобные откровения, поневоле задумываешься: «Это как? Такое бывает?». Бывает! И нет здесь никакого преувеличения, излишней «красивости» и прочих «штучек». Татьяна Орел, словно в ответ, протянула мне четверостишие ушедшего из жизни в 2003 году артиста театра Музкомедии Юрия Дынова, который исполнял роль Эдвина в «Сильве» 1947-го. Строки Юрия Дынова просты и пронзительны, они — как ответ насчет «преувеличения»:
Мы с каждым годом все сильней
Собой рискуем каждый раз.
Мы — продолжение ролей,
А роли — продолженье нас…
«Театр «в стол» не происходит!»
Вы скажете: «Это — вчера. А сегодня? В наши так называемые «непростые» времена?». А в наши «непростые» ничего, собственно, не изменилось. Вот уже 100 лет зрители, затаив дыхание, следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и князя Эдвина Валерсхейма. Великолепная музыка, остроумные диалоги, популярные арии любимых героев и такой долгожданный, такой желанный счастливый конец…
Говорят, оперетта — это сказка для взрослых. Только ли сказка? Сейчас, когда в театре полным ходом идут репетиции предстоящего спектакля «Сильвы», очень немаловажно узнать, что же думают об этом и режиссер спектакля, и те, кому выпало счастье спустя сто лет после создания вечной оперетты исполнить роль Сильвы.
Режиссер-постановщик спектакля, главный режиссер Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного, заслуженный деятель искусств России (Санкт-Петербург, РФ) Владимир Подгородинский сразу же откровенно признается:
— Не хотелось бы, не любил бы этот спектакль — не брался бы за него! Таково мое кредо: всегда стараюсь браться за то, что близко, что истинно нравится. Кальман в оперетте — это ведь как Моцарт в классической опере и симфонической музыке: он — гений. А «Сильва» — это самая гениальная по музыке, самая демократичная, самая яркая, самая эмоциональная, эротичная оперетта. Она во всем — самая, самая, самая. Но для меня «Сильва» — это не только оперетта, это настоящая музыкальная драма, в которой есть сильные характеры. Спектакль рассказывает о непростой судьбе актрисы, а по сути — о судьбе театра с его проблематикой, его страстями, особенностями его закулисного, внутреннего бытия… Но при этом для меня самое важное, чтобы спектакль нравился зрителю! Такова моя принципиальная творческая позиция: театр без зрителя — не театр. И я подчиняю свою волю, свое сознание, свое стремление лишь тому, чтобы работать для зрителя. Спектакль — это ведь не литература, не книга, которую можно спустя много времени однажды открыть и воскликнуть: «Господи, как это гениально!». Театр «в стол» не происходит! И я стараюсь делать такой спектакль, который бы стал настоящим шлягером, чтобы он пользовался успехом у зрителя.
Вероятно, это большая удача и даже нечто большее: накануне премьеры встретиться и поговорить сразу с тремя Сильвами — актрисами театра Музкомедии, которые в разных составах будут исполнять главную роль в бессмертной и вечно юной одноименной оперетте.
Молодая артистка Ирина Визиренко не без радости сообщает, что такая роль — это ее первая серьезная работа в театре, которую она воспринимает и как великую отраду и, конечно же, немалую ответственность.
— Работа над ролью Сильвы — это одновременно и большое счастье, и большой труд, — говорит Ирина. — Для меня это очень интересная и сложная работа — и в вокальном плане, и по драматургии. Моя героиня — натура сложная, страстная, сильная, в то же время сомневающаяся и страдающая. Жизненная ситуация складывается для нее далеко не радостно. Но в то же время сколько в ней силы, достоинства и истинной женственности! Свою героиню воспринимаю не просто как стойкую натуру, актрису, примадонну, а еще и как любящую женщину, которая стремится к счастью в личной жизни, стремится любить и быть любимой. Это мне и самой близко в образе Сильвы.
— Обожаю этот спектакль с детства, — откровенно признается еще одна исполнительница Сильвы — Лилия Бех-Духновская. — И очень ждала того дня, когда «Сильву» будут ставить в нашем театре. Очень рада, что мне выпало играть главную героиню. Не секрет ведь, что, вероятно, каждая актриса музыкального театра мечтает об этой роли. Ничего удивительного: это ведь классика, да и сыграть актрисе актрису — женщину с непростой судьбой — очень и очень интересно! Не скрываю: для меня это долгожданная работа, я очень счастлива, работать над ролью очень интересно. Актриса и ее судьба… Вот оперетту обычно называют легким жанром, а мы как раз хотим показать, что все далеко не так просто, не (так уж порой считают) «поверхностно». У Сильвы ведь судьба складывается довольно драматично, иногда даже кажется, что безысходно: она — актриса, Эдвин, ее любимый, — аристократ, социальное неравенство не позволяет им соединить судьбы. У Сильвы сильный характер, но сильны и социальные условности, в которых они живут. Но самое главное, что любовь побеждает. Это и есть то основное, что мы все будем стараться донести до зрителя. Важно, чтобы это получилось. Роль Сильвы — это большая удача. Если она у меня получится, буду счастлива.
Единственный ответ на все наши вечные «почему?»
Непобедимая сила любви… Подумалось: вероятно, именно поэтому сто лет назад либретто к спектаклю называлось «Да здравствует любовь!». Значит, и сто лет назад, и теперь, и еще через сто, и двести, и триста лет тема эта будет звучать так же «актуально», остро — как единственный ответ на все наши вечные «почему?» и «как быть?».
Лауреат премии Гран-при Международного конкурса артистов оперетты Ирина Ковальская рассказывает, что стала Сильвой «по наследству». Когда в театре праздновался юбилей Евгении Дембской, действо было поставлено так, что Евгения Михайловна как бы передает Ирине роль Сильвы.
— Роль Сильвы для меня не нова, — говорит Ирина. — Я уже играла ее в спектакле, который тогда носил название «Королева Чардаша». Тогда это была для меня проба драматической игры, сейчас все иначе: я и переживаю, и работаю над ролью по-другому. Я даже дома стала совсем другой — очень эмоциональной, ранимой, даже стала часто плакать. Нервы стали оголенными. Это как наш режиссер Владимир Подгородинский говорит: «Тут человек должен стать без кожи, у него все наружу, иначе Сильва не состоится». Так что иначе и не получится. Сильва, ведь, наверное, самый драматичный образ у Кальмана. Потому и требует столько нервов, эмоций, отдачи.
Слушаю Ирину Ковальскую — сразу вспоминается приведенное выше интервью Евгении Дембской, у которой работа над ролью Сильвы дошла до слез и «скорой». Вот вам и истинная актерская преемственность, вот вам и оперетта, именуемая «легким жанром». Вот уж, в самом деле, «мы — продолжение ролей, а роли — продолженье нас»…
Что ж, Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного накануне закрытия 68-го театрального сезона приготовил одесситам и гостям города настоящий подарок: совсем скоро состоится премьера легендарной «Сильвы». Трогательная и искренняя история любви актрисы кабаре Сильвы и благородного офицера Эдвина не сможет не затронуть сердец зрителей. Ведь забавность отдельных ситуаций в спектакле никак не отменит драматизма истинных страстей человеческих, а счастливая развязка в нем выстрадана героями сполна.