Андрей Федоренко, руководитель компании «Социум», и Дмитрий Войтко, бизнес-тренер, провели брифинг на тему «Как Одесса сможет в ближайшее время улучшить свою туристическую привлекательность».
Как сообщили Андрей Федоренко и и Дмитрий Войтко, несколько месяцев назад прошел тренинг для представителей турбизнеса Черноморского региона. На нем обговаривалась тема продвижения и маркетинга. И там было принято решение провести исследование с игроками рынка. По результатам этого исследования обозначился ряд вопросов, которые раньше открыто не звучали.
Так, исследование туристической конкурентоспособности показало, что Украина занимает в нем 76 место из 140 стран. Основные параметры, из-за которых страна получила такую низку позицию это: проблемы с культурными ресурсам, экология, охрана и безопасность.
В плане туристического потенциала Украину часто сравнивают с Турцией. Там тоже большая территория и значит население. В 2013 году мы проигрывали Турции во всем, и только уровни цен были наравне.
Больше всего к нам приезжали из России, Молдовы, Беларуси. В этом году основной источник туристов значительно сократился. Загрузка отелей составила 20-30% при обычном уровне в 70%.
Почему Украина менее конкурентоспособна, чем Турция? У нас высокие цены, при этом качество сервиса с Турцией не может конкурировать. У нас недостаточно обученный персонал (отельный, ресторанный, персонал турагентств), плохая инфраструктура (доги, указатели, освещение, информцентры), компании в Одессе не в полной мере используют современные технологии продвижения, в частности Интернет-сервисы.
Опросы гостей города показали, что Одессу они воспринимают как дорогой город для обеспеченных иностранцев. Многие отели ориентируются на таких туристов и завышают цены. Локальные туристы едут в Затоку и Грибовку, а от областного центра их отпугивают высокие цены.
Есть сайт Туристической ассоциации Одессы. Но он слабо наполняется и с него очень мало перепостов, что говорит о его низком качестве.
Турист, приезжающий в город, должен сразу же ощущать заботу о нем. А у нас на железнодорожном вокзале даже нет ни одного информационного центра. Зато приезжих встречают бабушки с табличками из прошлого века. Когда турист начинает посещать знаковые места, ими он и ограничивается, потому что о других просто не знает, и никто не доносит ему эту информацию. Ближайший инфоцентр он должен искать аж у фуникулера. И это при том, что его сотрудники очень плохо владеют английским языком.
У нас нет комплексных программ отдыха. Питание отдельное, проживание и развлечения – отдельные. Так и не внедрена в жизнь программа постоянных якорных мероприятий, которые бы позволили сделать город привлекательным для туристов любой месяц, в любое время года. В Одессе нет подсветки значимых туристических объектов. Ночью не освещены спуски к морю. Это значит, что ночной город закрыт для туристов, нет возможности проводить ночные экскурсии. В Одессе дорогое такси для туристов. При этом таксисты курят, плохо одеты, у них грязные багажники. В области много объектов, те же Вилково, Фрамбушиха. Но туда нет нормальных дорог. Иностранные туроператоры заранее предупреждают об этом туристов, поэтому они в основном видят только центр города.
За какие-то из этих проблемных мест должны отвечать муниципальные власти, что-то должны менять сами предприниматели. От властей, прежде всего, нужны гарантии безопасности и городская инфраструктура. Операторы рынка должны расширить предложения для украинских туристов в нижней и средней ценовых категориях. Надо искать новые ниши. Сформировать комплексные предложения. Необходимо делать ставку на событийный туризм. Разрабатывать календарь событий на каждый месяц. Улучшить работу такси, освещение. Организовать совместные туры с другими турцентрами страны: Львовом и Киевом, чтобы гости могли легко посмотреть всю страну, ее юг, запад и столицу.