"Комментарии" вместе с экспертами подвели итоги саммита Украина-ЕС. За что стоит порадоваться, а что – огорчает? Какие можно сделать выводы?
"ЕС демонстрирует необходимость сотрудничества с Украиной"
Политтехнолог, глава Института демократии и развития "PolitA" Екатерина Одарченко обращает внимание на достаточно сложные отношения внутри ЕС. Которые еще более усложнились в связи с коронакризисом. Потому, подчеркивает эксперт, рассчитывать на солидную помощь нам не стоит по объективным причинам. И выделяемые Украине 60 млн евро от ЕС – это очень немного. К тому же, всё это целевого назначения – борьба с пандемией, развитие гражданского общества, климатические моменты, некая гуманитарная помощь Донбассу.
Если мы говорим об интеграции в евросообщество, это перспективы не одного десятка лет, как мне кажется. Если быть объективными. Что также усложняет коммуникацию. Если же говорить о том формате сотрудничества, который имеем сейчас, а также о пребывании Зеленского в Брюсселе, мы видим, что ЕС демонстрирует необходимость сотрудничества с Украиной. Но не в том ракурсе и не в тех объемах, что нам бы хотелось.
– отмечает эксперт.
Екатерина Одарченко напоминает, что Украину на саммите хвалили за законы, которые мы приняли, в частности, для получения внешней помощи. Это и открытие рынка земли, и "банковский закон", известный как антиколомойский. Она также обращает внимание, что высокий представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель вновь повторил слова о важности судебной реформ.
Он недавно побывал в Украине, где встречался с нашими антикоррупционерами, к которым лично у меня скептическое отношение. Дело в том, что часто представители ЕС и США находятся в неком информационном вакууме. Их позиция формируется несколькими организациями, которые считают, что монополизировали влияние на аналитику об Украине,
– отмечает политтехнолог.
По мнению эксперта, меседжи Борреля о борьбе с коррупцией не несут четкого характера. Как и слова о важности судебной реформы.
Конкретика не обсуждается. Дается лишь некая общая характеристика, под которую могу подгонять то, что нужно для внутренней политики, а не для развития страны,
– считает Екатерина Одарченко.
Она подчеркивает, что страшилка, будто нам отменят безвиз, опять возвращает нас к теме антикоррупционных органов. К работе которых есть немало вопросов.
К заявлениям об экономической интеграции, о том, что торговля между Украиной и ЕС якобы выросла за четыре года более чем на 60% процентов, тоже нужно относиться осторожно. Если говорить об увеличении квот, пересмотре некоторых аспектов Соглашения с выгодой для украинской стороны – таких деталей мы не услышали. Лишь общие фразы о цифровой экономике, зеленой энергетике и т.д.
– считает политтехнолог.
Общие же фразы, по словам эксперта, касаются Крыма и Донбасса.
"Да, нашу территориальную целостность поддерживают. Но никакого четкого конструктива мы не услышали, – говорит Екатерина Одарченко. – Идут обсуждения о Крымской платформе как о формате переговоров. Но пока всё это – не более, чем разговоры".
"Прошедший саммит – это не точка, не запятая, а многоточие"
Политический эксперт Сергей Таран уверен, что слова Зеленского о том, что Украина должна двигаться в ЕС, требуют подкрепления конкретными действиями, шагами во внутренней политике.
Для европейских политиков слова мало значат. А в Украине они видят, что Соглашений об Ассоциации украинской властью не продвигается. Более того – после шагов, которые позволили нам получить безвиз, мы начали двигаться в обратном направлении. Сейчас идет атака на антикоррупционные органы, теряется независимость НБУ, фактически упразднены конкурсы на государственные посты,
– подчеркивает эксперт.
По мнению Сергея Тарана, всё это показывает, что риторика Зеленского и действия украинской власти – разные.
Наши лидеры должны своими действиями показывать, что они действительно хотят построить Европу в Украине. И дальнейшее наше продвижение на пути в ЕС будет напрямую зависеть от реформ, которые этому содействуют. Суды, антикоррупционный блок, финансовые структуры. Так что прошедший саммит – это не точка, не запятая, а многоточие,–
резюмирует политэксперт.
"Европа разочаровалась в Зеленском, как и в Порошенко"
По мнению политолога-международника Георгия Кухалейшвили, есть несколько плюсов минувшего саммита Украина-ЕС. Но есть и ряд вопросов.
Вопреки росту количества заболевших коронавирусом в Украине, а также разным скандалам, в эпицентре которых оказалась команда Зеленского, ЕС не намерен приостанавливать соглашение о безвизовом режиме. Также саммит стал подтверждением того, что будет вестись работа по подготовке соглашения о свободном доступе на европейский рынок продукции украинских промышленников. Другой вопрос, насколько этому соответствует наше законодательство, которое будет проверять европейская комиссия,
– отмечает эксперт позитивы.
Украинцы могут рассчитывать на передачу европейцами рецепта вакцины от коронавируса и перспективу ее производства, подчеркивает Георгий Кухалейшвили.
Однако, европейских денег мы не получим из-за того, что нет каких-либо подвижек в борьбе с коррупцией. В плане восприимчивости к коррупции Украина на 126 месте в мире, и мы опережаем Болгарию, самую коррумпированную страну ЕС. Сомнительно, что вообще будет какой-то прогресс в этом направлении из-за банального дефицита компетенции в высших эшелонах власти или желания доводить до конца громкие коррупционные дела. Команда Зеленского не сделала этого за полтора года нахождения у власти. Соответственно, Европа разочаровалась в нем, как и в Порошенко, чье окружение занималось финансовыми махинациями, откатами, непотизмом,
– поясняет политолог-международник.
При Зеленском, продолжает Георгий Кухалейшвили, во власть попадают случайные некомпетентные для госслужбы люди. Это вызывает большие сомнения в ЕС и беспокойство о судьбе 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи. Ведь они могут быть растрачены не по назначению. На что и намекнул глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, заявив, что ЕС для Украины — не банкомат.