В Одесском морском порту с рабочим визитом находилась делегация из Латвии – специалисты, принимающие участие в реализации проекта AnNA, и таможенной службы. Во встрече участвовали специалисты администрации порта и Администрации морских портов Украины.
Напомним, что цель проекта AnNA, т.н. морское «единое окно» (SafeSeaNet) ассоциированным членом которого стала Украина, внедрение во всех морских портах ЕС единой электронной системы, обеспечивающей возможность всем участникам портового сообщества осуществлять обмен информацией исключительно в электронном виде. Морское «единое окно» успешно функционирует во всех морских портах Европейского союза. Для внедрения SafeSeaNet в отечественных портах создана рабочая группа, в которую, помимо специалистов Евросоюза, вошли представители АМПУ.
В ходе визита латвийские коллеги поделились опытом построения, правовыми основами создания морского «единого окна», в режиме реального времени продемонстрировали работу данной системы. Они отметили, что Администрация морских портов Украины проделала большой объем работы, направленной на реализацию Директив 2002/59/ ЕС и 2010/65/ЕС. Специалисты Евросоюза выдали рекомендации, позволяющие Украине выполнить указанные Директивы Евросоюза.
Рекомендации в основном касаются внесения изменений в законодательство. А именно, ввести на нормативном уровне обязательное предоставление судовладельцами (или их представителями) в электронном формате XML стандартизированных форм FAL, определенных Конвенцией IMO по облегчению международного морского движения. Внести изменения в нормативно-правовые акты Украины по оформлению судна контролирующими органами в электронном виде на основании информации, предоставленной в стандартизированных формах FAL. Контроль на судне осуществлять исключительно по результатам анализа рисков.
Кроме того, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты о проведении таможенного досмотра товаров, их взвешивания. Решение о проведении таможенного досмотра товаров, взвешивания, которое принимается в морском порту, должно быть согласовано с начальником таможни или таможенного поста и проводиться в исключительных случаях. Изменения потребуют и нормативно-правовые акты Украины в отношении контроля вывоза грузов с территории морских пунктов пропуска автомобильным и железнодорожным транспортом. Контроль необходимо возложить на таможенную. службу без участия пограничников. В законодательстве Украины нужно прописать положение, обязывающее субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в морском порту, предоставлять информацию, предусмотренную законодательством ЕС, требованиями IMO.
Латвийские гости отметили, что создание национального «единого окна» должно проходить на базе действующей информационной системы портового сообщества (ИСПС).
Для латвийских гостей организовали ознакомительную экскурсию по Одесскому порту.