Почему на украинских АЗС дорожает автотопливо
Нынешней осенью все виды автомобильного топлива – бензин, дизель, автогаз – подорожали.
"За последний месяц цены на бензин и дизельное топливо на АЗС сети ОККО выросли на 50 коп. Это в первую очередь обусловлено ростом себестоимости продукта на рынке в связи с девальвацией гривны", - сообщил 112.ua маркетинг-директор сети АЗС ОККО Василий Дмитрив.
С 28 на 29 октября "БРСМ-Нафта" во всех регионах своего присутствия подняла цены на бензины на 20 коп./л: А-92 в этой сети подорожал с 21,29 до 21,49 грн/л, А-95 — с 22,29 до 22,49 грн/л. При этом ДТ подорожало на 10 коп./л – до 20,05 грн/л. Сети "Автотранс" и BVS подняли розничные цены на 20-30 коп./л. Motto 29 октября подняла цены на бензины в пределах 20-40 коп./л в зависимости от региона, сообщает Enkorr со ссылкой на данные мониторинга розничного рынка "Консалтинговой группы А-95".
На 5-20 коп./л к утру 29 октября подросли и цены на автогаз, который в рознице стоит в среднем 12,65 грн/л. Розничные цены на автогаз начали расти с конца сентября. В период с 29 сентября по 28 октября продукт подорожал на 64 коп./л. Средняя оптовая цена СУГ на условиях самовывоза с газонаполнительных станций (ГНС) выросла на 720 грн/т, до 20 340 грн/т, пишет Enkorr.
"Причиной нынешнего повышения цен на автогаз является отложенный рост. Объективно он должен был произойти раньше. Украинский рынок традиционно работает на минимальной марже, поэтому колебания внешних рынков отражаются на нем сильно. Неделю назад начал поступать более дорогой ресурс, что нашло отражение и в ценниках розницы", - рассказал 112.ua аналитик А-95 Артем Куюн.
В свою очередь бензин и дизтопливо дорожают с середины октября. С 16 октября стали повышать цены и операторы, работающие в эконом-сегменте. Это произошло после того, как после полугодичной "ценовой" паузы сеть группы "Приват" в два этапа повысила стоимость всех видов топлива сразу на 1 грн/л. "Приват" контролирует не менее четверти всех АЗС в Украине. Крупнейшая сеть повысила цены впервые с 29 апреля. "Рост цен в топливной рознице, который мы наблюдаем сейчас, обусловлен синхронизацией цен с ценами внешних рынков", - пояснил 112.ua директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн. Он отметил, что несмотря на нынешнее повышение цены на бензин без учета налогов в Украине остаются одними из самых низких в Европе и СНГ. Это связано с минимальной торговой наценкой, которая применяется в украинских заправочных сетях.
"Повышение цен на АЗС "Привата" было более чем ожидаемо: при том, что с апреля цены на нефть и нефтепродукты выросли более чем в три раза, у них цена не менялась с апреля. Мы ожидали скачка на стелах "Приват" и АЗС эконом-сегмента, которые на них ориентируются, еще в августе. Уже тогда было ясно, что время для повышения наступило. Тем не менее "Приват" протянул на апрельских ценах на два месяца дольше", - рассказал Куюн.
В сетях "Привата" продается топливо Кременчугского НПЗ, который сделал большие запасы нефти весной, когда цены на нее были минимальными, говорит Куюн: "Они смогли купить нефть по 17-18 долл./баррель, тогда как сейчас меньше 40-42 долл./баррель нефти нет. Эта нефть позволяла им получать более низкую себестоимость в комплексе с более дорогим сырьем. Однако запасы дешевой нефти подошли к концу, и это толкнуло вверх себестоимость выпускаемых нефтепродуктов".
Кременчугский НПЗ группы "Приват" в целом в нынешнем году заметно улучшил свои позиции, говорит старший корреспондент издания "Argus Нефтепродукты Украины" Михаил Калюкин. "Украинские заводы в 2020 году заметно увеличили также объемы переработки сырья и производства нефтепродуктов. В частности, Кременчугский НПЗ в июне впервые за 9 лет произвел 90 тыс. т бензина. С новой установкой изомеризации, запущенной в начале октября, завод с легкостью может побить это достижение. Другой вопрос – найдется ли в Украине потребитель на такой объем бензина", - рассказал он на вебинаре "Рынок моторного топлива в эпоху пандемии".
В результате происходящих изменений во всеукраинском балансе бензина (около 2 млн т в год) бензин отечественного производства впервые за много лет начал вытеснять импортный. Через несколько лет украинского бензина в балансе может быть значительно больше, чем импортного, предположил Калюкин, отметив, что это не отменяет глобальный тренд: в целом объемы потребления бензина на фоне роста спроса на автогаз продолжают сокращаться.
Кременчугский НПЗ нарастил и объемы производства дизтоплива, которое также выросло в цене. На фоне сокращения объемов поставок традиционно дешевого российского дизеля по трубопроводу "Прикарпатзападтранс" из-за введения с августа 2019 года спецпошлины в размере 4% таможенной стоимости вторым по значимости источником его поступления стали морпорты. По морю поставляется дорогой дизель.
По данным Argus, импорт российского дизтоплива по трубопроводу за 9 месяцев сократился практически в три раза: с 1,2 млн т до чуть более 400 тыс. т. Суммарно компании импортировали в Украину 610 тыс. т дизтоплива, что почти на 183 тыс. т больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сливки с ситуации также достались группе "Приват". На фоне роста объемов производства на принадлежащем ей Кременчугском НПЗ контролируемая группой Одесская нефтеперевалка нарастила объемы в 3,5 раза
Какими будут цены на АЗС нынешней осенью
В ближайшую неделю цены на бензин в рознице продолжат коррекцию, считает Сергей Куюн. "Мы ожидаем, что вслед за "Приватом" операторы АЗС, работающие в эконом-сегменте, на которые приходится около 60% рынка, несколько подтянутся вверх; те, кто работают в премиальном сегменте, повысят цены максимум еще на 50-60 коп./л, некоторые их вовсе повышать не будут", - сообщил директор А-95.
Далее цена должна стабилизироваться. "Объективных причин для существенного роста нет. Ситуация на мировом рынке пока стабильна, курсовых колебаний не наблюдается. Это вселяет уверенность в том, что ситуация с повышением цен развития не получит. Можно говорить с уверенностью, что в ноябре цены на стелах АЗС не будут сильно отличаться от тех, которые мы видим по состоянию на конец октября", - говорит Куюн.
Приблизились к ценовому потолку, после которого рост должен значительно замедлиться или даже остановиться, и цены на автогаз. "Дальнейшего роста цен на автогаз мы не ожидаем: цены уже подошли к своим предельным с учетом нынешних реалий значениям. Сегодня 13,5 грн/л - это нормальная цена. Полагаю, что в пределах 13-13,2 грн/л у крупных сетей и около 12-12,2 грн/л у сетей помельче пройдем и ноябрь. Это потолок цен розницы, поскольку в опте они уже начали откатываться", - заверил 112.ua и аналитик Артем Куюн.
источник 112.ua