Выборы в местные органы власти, до которых осталось менее четырех месяцев, наконец-то попали в число приоритетов Верховной Рады. И она приняла соответствующий законопроект в первом чтении, хотя по действующему законодательству изменять избирательный механизм можно не позднее, чем за полгода до проведения выборов. Но у нас, как всегда, много говорилось о необходимости принятия нового закона о местных выборах, но мало что делалось на практике.
Каждая из фракций, входящих в правящую коалицию, хотела бы получить возможно большее представительство на местном уровне, но при этом стремясь достичь своего не столько за счет работы в массах, сколько через изменения избирательного законодательства. И потому было зарегистрировано сразу несколько законопроектов на эту тему. Определить, какой из них лучший, оказалось весьма непростым делом. Но практически всех коалициантов не устраивала ныне действующая избирательная система, в результате которой значительное количество мандатов распределялось через «мажоритарку». И политические партии не всегда могли влиять на этот процесс. Между тем, их рейтинги снижаются. Судя по последним социологическим исследованиям, некоторые из политических сил, представленных в парламенте, сегодня не смогли бы преодолеть проходной барьер. Поэтому они и ухватились за ранее не реализованную идею о выборах по пропорциональной системе, но с так называемыми открытыми списками. Она-то и была одобрена в первом чтении. Правда, это имеет отношение лишь к городам, а местные органы власти на селе предлагается формировать по мажоритарной системе.
До второго чтения законопроект, надо полагать, претерпит еще не одну поправку. Но уже сейчас в нем просматриваются определенные изъяны. Возможно, это следствие того, что законопроект рассматривался по вошедшей с некоторых пор в моду упрощенной процедуре и без должного обсуждения. Хотя у коалиции было достаточно времени на подготовку этого важного документа. Но в итоге, дорабатывать его придется в спешке, и не факт, что при этом выявленные недостатки будут устранены. И совсем не останется времени на изучение нового закона, если он все-таки будет принят, и на соответствующую подготовку членов избирательных комиссий.
Эксперты обращают внимание на то, что несмотря на «пропорционалку» по так называемым открытым спискам, законопроект предполагает замаскированную «мажоритарку». И на предстоящих местных выборах мы опять увидим соревнование «денежных мешков» и их ставленников, что не сулит ничего хорошего в плане продвижения реформ и развития демократии. Поскольку согласно одобренному в первом чтении законопроекту местные партийные организации могут выдвинуть не более двух человек на каждом избирательном округе, а партийные списки формируются этими же организациями. И теоретически может получиться так, что в округе победит кандидат от партии, которая не пройдет установленный пятипроцентный барьер. И тогда в выгоде окажутся те, кто вовремя сориентировался и смог прикупить себе местечко в списке наиболее популярной партии. Не исключен и вариант, что партия победит в нескольких округах, однако в так называемых открытых списках, согласно законопроекту, будут названы фамилии лишь одного-двух человек. Остальные же кандидаты окажутся своего рода котами в мешках. Тем самым открытые списки – не более, чем запудривание мозгов избирателям. Им предложат голосовать за политическую силу, за ширмой которой могут укрыться далеко не самые популярные среди населения кандидаты. И сформированные так образом местные советы не отразят истинной воли избирателей. Вряд ли это можно назвать демократией в действии.
Принятый в первом чтении проект закона «О местных выборах в Украине» предполагает существенное сокращение количества местных депутатов, в результате чего якобы должна возрасти весомость депутатского мандата. Но, как мы видим, из-за огрехов данного законопроекта реальной конкуренции на местных выборах может не получиться. И в советы придут те, кто, что называется, больше распиарен в СМИ и на билбордах, а не те, кто имеет силы, способности и желание работать на благо людей.
Ведущие политические силы потому так озабочены местными выборами, что держат в уме очередные парламентские. Это только кажется, что они еще далеко. И потому им так важно занять главенствующие позиции в крупных городах, где формируется общественное мнение, а также на селе, где электорат более податлив на всяческие обещания. Не случайно заговорили о возможном выдвижении на пост мэра Киева нынешнего председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана. Понятно, что сам Гройсман не в восторге от такой идеи. Но у Блока Петра Порошенко сегодня просто нет другого проходного кандидата, а контроль над столицей дорогого стоит. Действующего же мэра Киева Кличко Блок Порошенко, судя по всему, на выборах поддерживать не намерен, поскольку у того шансов на победу немного. Обращает на себя внимание и неожиданный альянс Петра Симоненко с Натальей Витренко. На местные выборы их политические силы хотят пойти единым блоком, в расчете получить таким образом больше голосов избирателей и сформировать свои фракции в местных советах. А с учетом анонсированных децентрализации и перехода власти от госадминистраций к исполкомам – это вполне реальная возможность реинкарнации обанкротившихся политиков.
Свои виды на местные выборы в Украине имеют и в Кремле. Просочилась информация о том, что за счет них там хотели бы усилить влияние своих ставленников в Донбассе, и что эта идея проталкивается на встрече трехсторонней контактной группы в Минске.
Как бы там ни было, в ожидании назначенных на 25 октября местных выборов в Украине политическая активность в стране нарастает. Важно, чтобы проект нового избирательного закона был как следует доработан и не превратился в очередную профанацию демократических преобразований.