Информация к новости
30-11-2020, 11:00

Как это было в Одессе

Категория: Новини / Статті


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

На стыке времен
Согласно данным губстатбюро, в Одессе за январь, февраль и март зарегистрировано в 1919 г. – 5340 умерших, в 1920 г. – 7344, в 1921 г. – 5963, в 1922 г. – 14118, в 1923 г. – 1305.
Статистика – дама объективная. Даже учитывая, что официальные данные не всегда точно отображают реальную картину, можно с уверенностью говорить о том, что после 1922 года ситуация в стране налаживается. Постепенно уходит в прошлое голод, вместе с ним отступают и смертельно опасные заболевания. Всеобщая неразбериха пока еще чувствуется во всем, но власть наводит порядок, а граждане приспосабливаются к новым правилам жизни, проявляя в них все те же присущие человеку черты характера.

Долги и честь
Как заставить жильцов многоквартирного дома озаботиться тем, что у коммунальных служб города накопилось много долгов и что некоторые отдельные граждане не интересуются тем, чтобы оплатить подачу этих самых коммунальных услуг? Очень просто – и мы сегодня с вами знаем это так же верно, как одесситы далекого 1923 года, почти столетие назад познакомившиеся с таким понятием, как «коллективная ответственность».
«Дела водоупорные» – так красноречиво называется маленькая заметка, помещенная в одесском Вечернем выпуске «Известий» осенью 1923 года.
«В доме №1 по улице Бебеля царят своеобразные порядки, – доводит до сведения общественности возмущенный автор. – Часть жильцов, преимущественно спекулянты с «Греческой биржи» вроде Ангелиди и Водовозовых, не платят за воду. А управдом гр. Шкляр выключает воду из всего дома, несмотря на то, что большинство жильцов, рабочие, уплатили причитающиеся с них деньги. Если граждане вроде Ангелиди, Водовозовых и им подобные не могут найти средства, чтобы оплатить подачу воды через водопровод, надо заставить их или прекратить подачу воды в отдельно взятые помещения, для того чтобы не ущемлять достойных граждан нашего общества, честно работающих и честно отдающих часть своего дохода на оплату коммунальных услуг. И если некоторые жильцы делают вид, что они безработные, то напрасно – все живущие в доме знают, чего стоит их «безработица». Ведь на самом деле они пропадают на биржах день и ночь и приносят оттуда деньги, которые не снились простому трудящемуся. Самоуправство управдома Шкляра по выключению всего дома пора прекратить и призвать к порядку злостных неплательщиков так, чтобы не страдали честные граждане!».
Неизвестно, внял ли призыву управдом Шкляр в данном конкретном доме на Бебеля, 1 и призвали ли к порядку «неплательщиков», но судя по корреспонденциям в газете, тема явно становится актуальной для всего города, причем речь идет не только о задолженности по коммунальным услугам, но и о самой квартплате.
Так, член ревизионной комиссии рабочего жилищного кооператива Якимовский, проживающий в доме №9 в Красном переулке, тоже требует через газету притянуть неплательщиков к суду.
«В доме №9 по Красному переулку нетрудовой элемент и вдобавок крупный владелец мануфактуры Одессы гр. Кох в ответ рабочему жилкооперативу на требование квартирной платы от него, начиная с февраля месяца до сего времени, имел дерзость на весь двор в присутствии жильцов всего дома назвать всех членов союза, находящихся в этом рабочем жилкооперативе, «бандитами и ворами».
Мы не сомневаемся, что пролетарский суд воздаст зарвавшемуся спекулянту по заслугам!» – припечатывает «нетрудового элемента» гражданина Коха товарищ Якимовский.
Улица Еврейская была переименована в улицу Бебеля в честь деятеля социал-демократического движения, одного из основателей социал-демократической партии Германии в 1920 году. Кто поселился в некогда фешенебельном трехэтажном доме после окончательной победы революции, вполне можно себе представить по стилю и содержанию вышеупомянутых заметок.
Когда-то, согласно сведениям одесского краеведа Юрия Парамонова, дом на Еврейской, 1 принадлежал члену Одесского местного управления Российского общества Красного Креста, председателю Одесского общества велосипедистов-любителей, имевшему еще много различных званий и регалий, Виктору Федоровичу Доксу.
В доме проживали: член Одесского статистического комитета при канцелярии градоначальника, горный инженер Петр Александрович Шостак; преподаватель Одесской духовной семинарии приват-доцент Новороссийского университета академик Александр Васильевич Никитский; преподаватель Одесской духовной семинарии Евгений Дмитриевич Бекетовский; преподавательница Одесского епархиального женского училища Мария Михайловна Занчевская; законоучитель 3-й гимназии, впоследствии митрополит Одесский Константин, Константин Константинович Спасский, врач Иван Лаврович Яворский. В более позднее время там поселились помощник присяжного поверенного М.С. Рабинович; помощник присяжного поверенного Б.Е. Штейнфинкель; городовой врач Бульварного участка А.Я. Малько; дантист С.М. Кларфельд; преподаватель истории реального училища Святого Павла и гимназии М.С. Панченко и другие.
Там располагался также бакалейно-гастрономический магазин Эммануила Евстратьевича Ангелиди, лавка по продаже хлеба, угля, дров Брацлавского, магазин кожевенного и переплетного материала Свирского, табачная лавка Барга.
Доподлинно неизвестно, но почему-то кажется, что задолженности по коммунальным услугам жильцы вышеупомянутого дома не имели. Может, они порой и ссорились, но уж точно не призывали кары небесной на головы друг друга через печатное издание.
Однако, как бы там ни было, жизнь налаживалась. И то, что новая власть укрепилась прочно и пришла надолго, особенно хорошо чувствовалось, как это не покажется странным, именно по ее отношению к коммунальному хозяйству города.

Про станции и примус
– Водонапорные станции, которые советская пресса называет «водоподъемными», оснащали новым оборудованием, паровые машины были заменены на «нефтемоторы и электромоторы».
Пересыпская водонапорная станция, перекачивающая сточные воды на оросительные каналы полей орошения, подает в это время свыше 50 миллионов ведер в месяц при подаче городским водопроводом до 100 миллионов ведер в месяц, что соответствует довоенным нормам подачи воды. С другой стороны, проводятся восстановительные работы и на полях орошения – подсыпка валов, очистка каналов и многое другое, – рассказывает хранитель фондов музея Главного управления Национальной полиции в Одесской области Светлана Кривчук-Новак.
Один из обширных материалов в осеннем номере одесского Вечернего выпуска «Известий» под рубрикой «Новое изобретение» посвящен подробному описанию усовершенствованной модели примуса, разработанной рабочим типографии «Известий».

– Перед вами новое изобретение т. А. Колпакчиоглу – бесшумная, беструбочная керосиновая горелка. Вместо назойливо шумящей, коптящей, быстро засоряющейся, с трудом иголками прочищающейся старой головки примуса творческий ум т. Колпакчиоглу изобрел эту бесшумную, легко прочищающуюся, простой конструкции горелку. Опыты применения горелки показали, что при горении ее наблюдается полное отсутствие копоти, при этом наблюдается экономия горючего на 25 процентов. Особенно важно то, что при применении новой конструкции происходит полное сгорание горючего. Горелка построена так, что по размеру может быть полностью применена для существующих в быту примусов. Горелка представлена к патенту и изобретателем получена охранительная всефедеративная грамота, – с удовольствием объясняет репортер и дает далее слово самому изобретателю, рабочему Колпакчиоглу:
«Мысль создать горелку взамен теперешней, шумной, возникла у меня еще в прошлом году. Однако для осуществления задуманного нужна была помощь – как материальная, так и техническая. Но всюду, куда я не обращался, я, кроме одобрения, дающего мне моральное удовлетворение, ничего не получал. Наконец губполиграфобъединение в лице т. Венгрженовского, а затем и предгубсовнархоза т. Жарикова оказали мне материальную помощь. Не менее ценную поддержку в смысле техническом оказал мне гр. Я.Л. Иосин, который помогал мне в области фактического осуществления моей идеи. Теперь уже приступлено к изготовлению горелок и в ближайшее время они будут выпущены в свет».
Лексика заметки со всеми этими труднопроизносимыми абрревиатурами «в лице товарищей» и загадочным словом «приступлено», отсылающая нас к бессмертным произведениям Ильфа и Петрова, приведена здесь во всей ее первозданной красоте. Такой неудобоваримый стиль скоро сойдет со страниц советской прессы и общий уровень образования советского народа поднимется на недосягаемо высокий для Европы уровень.
А примусы с усовершенствованной горелкой, придуманной мало кому известным одесситом Колпакчиоглу, будут еще долго радовать окрестных хозяек своей простотой в обращении.
Эти примусы, выстроенные в ряд в широких коридорах парадных многоквартирных одесских домов, применялись для приготовления пищи в Одессе еще в 60-х годах XX века.

Место встречи возле примуса изменить было нельзя. Именно здесь решались судьбы народов и обсуждались внутридомовые и уличные сплетни. Хулиганистые мальчишки воровали оставленные возле примусов спички, спички были необходимы для того, чтобы пробраться в темные обширные и такие привлекательные на вид подвалы под домом. Мальчишек ловили и наказывали, они затихали на время, а потом снова принимались за свое. Жизнь кипела…

Фото и документы предоставлены музеем Главного управления Национальной полиции в Одесской области




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.