Информация к новости
16-12-2020, 20:00

Как это было в Одессе

Категория: Новини / Статті

У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Театр, несмотря ни на что
Начало XX века в который раз в истории человечества перемешало границы и народы, превратив бывших друзей во врагов и наоборот. На этом фоне только что образовавшееся советское государство уже успело продемонстрировать свою состоятельность, изменив общеевропейский вектор политических пристрастий.
Так благополучное окончание англо-российского конфликта заставляет Польшу искать экономические связи с Россией – причем делать это очень настойчиво.

В польских правительственных кругах с тревогой ожидают, пойдет ли советское правительство навстречу желанию польского правительства завязать экономические сношения с Россией. В последнее время польские газеты требуют решительных шагов с целью проникновения на российские рынки,
– сообщают советские газеты 1923 года.
Вся история польской промышленности показывает, что Польша нуждается в восточных рынках. Народ требует ускорения переговоров с Россией с целью проломить стену, отделяющую Польшу от восточных рынков, без которых невозможно улучшение экономического положения Польши,
– вторит им польская пресса.
Но о политике можно поговорить утром и даже обсудить ее в обеденный перерыв. А вечером хочется отдохнуть.

Гениальная фильма
– Надо признать, что одесситы всегда ценили полноценный отдых – и у них был богатый выбор. Тем более что привычные развлечения дополнились новым видом искусства – кинематографом. Лучшие кинотеатры города наперебой предлагали гражданам свои услуги по незамысловатому времяпрепровождению. Газеты того времени так и пестрят всевозможными объявлениями. Так, Одесский областной отдел ВУКФУ (Всеукраинского фотокиноуправления), или покороче, Одесская кинофабрика, сообщает о том, что «на днях прибывает одна из лучших фильм выпуска 1922 года с участием актеров Ивана Мозжухина и Натальи Лисенко, снятая в Париже драма в шести частях «Буря». Картина будет демонстрироваться в лучших театрах города». В театрах «Экспресс» и «Художественный» летом-осенью 1923 года прокатывают «гениальную фильму» «Авантюристка из Монте-Карло», в «УточКино» – популярную многосерийную американскую картину «Индийские гробницы», – рассказывает хранитель фондов музея Главного управления Национальной полиции в Одесской области Светлана Кривчук-Новак.
«Индийские гробницы» демонстрировали и в «Художественном», там же можно было насладиться «дивертисментом с участием известных Нонны Че, Петра Дарова, В. Миравы и В. Слученковской.
В кинотеатрах «Наука и жизнь» (в дальнейшем кинотеатр «Хроника») и «Зеркало жизни» шли все подряд серии так полюбившихся публике «Индийских гробниц».

Вслед за «Индийскими гробницами» на афишах «Художественного» появляется третья серия фильмы «Африканки» - видать народу тогда, как и теперь, мила была экзотика.
В летнем кинотеатре «Экспресс» на Гаванной и в кино-саде «Шато-де-Флер» на Греческой предлагали свежий репертуар – только выпущенную из производства германской кинофабрикой «Эфа» фильму «Золотое озеро». Кинофабрика «Эфа», сообщает реклама, дала миру такие шедевры, как «Доктор Мабузо» и «Индийские гробницы».
Для чувствительных дам в «УточКино» и «Ампире» демонстрировали мелодраму «Женщина, жаждущая любви», а в «Экспрессе» и «Ампире» – эротическую драму «Сафо» (богиня любви).
«В течение этой недели в одесское окружное фото-киноуправление прибывает ряд интереснейших заграничных картин выпуска 1923 года, среди которых все три серии «Авантюристок из Монте-Карло», а также всемирно известная кинофильма «Анна Болейн» (фаворитка Людовика XI), снятая в 1923-м кинофабрикой «Эфа». Картина будет демонстрироваться в ряде лучших одесских кинотеатров», – радостно сообщает корреспондент одесского Вечернего выпуска «Известий».
Почему ему взбрело в голову, что Анна Болейн была фавориткой Людовика XI, тогда как она являлась второй супругой короля Англии Генриха VIII, известного под прозвищем «Синяя борода» из-за вредной привычки убивать своих жен (и Анну Болейн постигла та же печальная участь), непонятно. Но может быть, что-то такое присутствовало в «гениальной фильме»?
Да, киноиндустрия явно набирает силу, но и театры пока не уступают позиций, собирая свой богатый урожай.

Мало тронутый революцией
Вниманию тех, кто не желал, лузгая семечки, любоваться приключениями авантюристок и авантюристов среди египетских гробниц в Африке, предлагался самый разнообразный репертуар – от классики и драмы до легкой зажигательной оперетты.
В Летнем саду Воронцовского дворца давали 15 и 16-й (видимо, по счету) концерты с загадочным названием «Колсимфора», что расшифровывалось как «коллектив симфонического оркестра». В Драматическом театре шли пьесы «Касатка», «Сердце женщины», обещали премьеру «Маленькая шоколадница» с артисткой Валент в заглавной роли.
В Еврейском театре демонстрировали «Крейцерову сонату», «Дер Дыбык», «Мотьку Ганева» с участием Клары Фрид и Р. Гутарца. Северный театр открывал сезон комической оперой «Рай Магомета», в театре «Гротеск» праздновала свой бенефис «исполнительница интимных песенок Тамара Стрюкова», в Малом шла драма «Белая смерть».
Вне всякой конкуренции оставался любимый одесситами Оперный, в ту пору называвшийся «Государственный академический театр (шестой городской) им. Луначарского». Театр предлагал на выбор оперу Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», Римского-Корсакова – «Царская невеста», Фроманталя Галеви – «Жидовка» и другие классические оперные и балетные произведения, а также Большой балетный дивертисмент.

Со служащими Оперного и вышел старорежимный казус, который попал на страницы одесского Вечернего выпуска «Известий» под красноречивым названием «Дело об избиении сотрудника «Известий».
«В течение субботы и воскресенья в клубе «Всерабис», при огромном стечении публики, преимущественно актеров, слушали дело о нападении статистов Театра им. Луначарского Стамерова, Киссимова, Севальда и Короповского на музыкального рецензента «Известий» т. Висмонта с нанесением ему побоев, – дает репортаж из зала суда репортер «Известий». – Подсудимые, признающие свою вину, – типичные ростки старой нездоровой закулисно-театральной атмосферы. Как выяснилось из показаний свидетелей, директора госоперы т. Кремера, балерин Корассо, Пушкиной и др., подсудимые решились на свой хулиганский поступок под влиянием возмущения, вызванного среди верхушек театра «несправедливой» рецензией т. Висмонта о балете «Египетские ночи». Общественный обвинитель т. Светлов в своей речи дал характеристику «болота», в котором погрязли кулисы нашего театра, мало тронутого революцией.
Подсудимых защищали тт. Едвабный и Гарт. Поздно вечером в воскресенье суд под председательством т. Русакова вынес приговор, которым все обвиняемые признаны виновными и приговорены к заключению в допры (дома общественно-принудительных работ. - Ред.) на шесть месяцев каждый».
Насчет ростков старой закулисно-театральной атмосферы «театра, мало тронутого революцией» репортер был совершенно прав. За своих любимых артистов одесская публика всегда стояла горой и могла устроить в их честь еще и не такую потасовку.
Александр Дерибас в своих воспоминаниях о старой Одессе рассказывает, как однажды город поднялся «стенка на стенку», отстаивая свое мнение по поводу нового сезона Оперного театра на 1868 год.
Темпераментные одесситы разделилась на два враждующих лагеря из-за оперных примадонн – Понти дель Арми и Бианки. Понти дель Арми обладала отличным сопрано, но она выступала в Одесском городском театре уже второй сезон подряд, и антрепренер Фолетти собирался оставить ее и на третий. Тогда как на оперном небосклоне появилась новая звезда, Бианка, и многие жаждали видеть на сцене Городского театра в новом сезоне именно ее. Антрепренер упрямился. В общем, разразилась буря.
Одна часть публики поддерживала Понти, другая – Бианку. И это было очень серьезно.
Силы разделились так: генерал-губернатор граф Коцебу принял сторону Бианки, градоначальник Бухарин и полицмейстер Минчиаки обязались защищать свою любимицу Понти. Какой «админресурс» был в распоряжении каждого, можно себе представить.
Скандал разросся до губернских масштабов и распространился за пределы Одессы. То и дело в «Одесский вестник» поступали телеграфные запросы из Николаева, Кишинева, Бердянска и других городов.
Накануне спектакля были раскуплены все имеющиеся в магазинах Одессы свистки и ключи, в вечер премьеры на Театральной площади собралась бездна народа. Градоначальник Бухарин распорядился отобрать у заполнивших зал зрителей свистки, при этом не стеснялись обыскивать даже ложи. Испуганная Понти отказывалась выходить на сцену, наконец ее уговорили, но свист при ее появлении поднялся такой, что его не могли заглушить даже продолжительные аплодисменты приверженцев примадонны. Как мы помним, свистки у болельщиков Бианки были отобраны, но «бианкисты» нашли выход из положения – они свистели ртом, они топали, кричали, шипели и шикали. Полицейские пытались выводить «бианкистов» из зала. Те сопротивлялись – в ложах, партере, на галерке завязались рукопашные схватки. А когда их все-таки выкидывали на улицу, они бросались на помощь соратникам. На Театральной площади началось форменное народное побоище. Между тем оставшиеся в зале «бианкисты» применили тактику скрытого саботажа. Вместо топанья и шиканья они принялись аплодировать, тем самым сливаясь с врагами-приверженцами Понти. В результате Понти не дали начать свою партию ни в день премьеры, ни в следующий раз. Фолетти вынужден был отказаться от ее услуг и пригласить на новый сезон Бианку.
Те романтические времена канули в Лету. Скоро критикам всех видов и родов, в том числе и музыкальным, выступившим с «определенным мнением» на страницах официальных советских газет, не надо будет бояться недовольных. Наоборот – бояться будут их.

Фото и документы предоставлены музеем Главного управления Национальной полиции в Одесской области

Галерея

prev
next
и ещё фотографии ›



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.