В 1576 году в Венеции умер от чумы Тициан Вечеллио, ещё при жизни получивший прозвище «короля живописцев и живописца королей». После себя он оставил много незавершённых портретов — один из них его ученики переделали в картину с религиозным сюжетом. Превратили женщину в мужчину, подрисовали крылья, подправили руки — и вуаля! Архангел Рафаил и Товий — сюжет вполне популярный, да и продать законченную работу проще, чем портрет неизвестной женщины с недописанными руками. Кто, когда и зачем переписал работу Тициана, учёные в точности не знают. Но и о том, что это Тициан, не узнали бы — кабы не физика.
Впервые след картины появляется в венецианских каталогах середины XVIII века без указания автора. В 1850 году император Николай I покупает «Архангела Рафаила и Товия», а спустя несколько лет царский двор выставляет его на аукцион среди тысячи прочих работ, попавших в третью категорию при инвентаризации коллекций.
До реставрации. Архангел Рафаил и Товий, кон. XVI — нач. XVII вв.
Накануне Второй мировой войны хозяин картины француз еврейского происхождения Рене Гимпель отправляет некоторые предметы своей коллекции, включая эту картину, в тайники в Лондон. В 1944 году Гимпель попадает в концлагерь, где вскоре погибает. Сразу после войны его семья приступает к поискам предметов искусства и спустя год находит «Архангела Рафаила и Товия». В 1948-м картине «делают рентген» и выясняют, что под внешним слоем краски есть другое изображение. Логично предположить, что более старое.
Рентген 1948 г.
Почти 40 лет никаких действий с картиной не предпринимали: разрушать хорошую работу пусть и безымянного мастера венецианского Возрождения в поисках творения одного из великих — рискованно. Но в 1983 году хозяева всё же решились на реставрационные работы. И тут физика помогла во второй раз: простояв десятки лет в мастерской, картина покрылась таким слоем пыли, что художник-реставратор смог снять верхний слой краски, не повредив нижний.
К 1999 году работы были завершены. Под религиозным сюжетом оказался недописанный портрет венецианской аристократки с дочерью. Лица и одежда были тщательно проработаны, а кисти рук лишь намечены. Ещё несколько лет ушло на искусствоведческую экспертизу, по результатам которой автором работы был признан великий Тициан. И картина, которую в 1963 году оценивали в 2300 фунтов стерлингов, в 2005-м была выставлена за 5 000 000. Весной 2020 года полотно передали на долгосрочное хранение в Дворец дожей — один из главных музеев Венеции, родины и картины, и самого Тициана.