Автомобильный транспорт считается одним из мощных источников выбросов вредных веществ, создающих парниковый эффект и загрязняющих окружающую среду. Перестройка автопрома, кажется, неизбежна. Большинство компаний заявляют о намерении в ближайшие годы прекратить производство машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) или хотя бы дублировать линейку электрокарами и машинами на водороде. Наиболее громко обещания о запрете продажи и производства автомобилей с ДВС звучат в Великобритании, Китае, Японии, Индии, в европейских странах, частично в США и частично в России. По крайней мере, в одной стране, Норвегии, по итогам 2020 года производство электромобилей превысило производство автомобилей на бензине.
Призывы и планы отказа от транспортных средств с ДВС порой обусловлены не только соображениями экологии и климата. Например, для Европы это важно, чтобы избавиться от нефтяного импорта. У Китая другой интерес: он владеет львиной долей мировых запасов редкоземельных металлов, необходимых для производства аккумуляторных батарей электромобилей. Кроме того, Китай рассчитывает опередить других в разработке совершенного электромобиля, захватив значительную часть мирового рынка этого нового товара. В КНР начал действовать «План развития индустрии новых энергетических транспортных средств (2021–2035)». Страна намерена нарастить экспорт аккумуляторных батарей в другие страны. Планируется построить промышленную экосистему нового типа: например, производство и использование аккумуляторов должны быть интегрированы с утилизацией.
Япония решительно декларировала полный отказ от бензиновых и дизельных автомобилей в первой половине следующего десятилетия. Кроме электромобилей и гибридов она делает ставку на автомобили, работающие на водородном топливе.
Что касается США, там ситуация неоднозначная. Дональд Трамп скептически относился к Парижскому соглашению по климату и заявил, что США не будут в нём участвовать. Однако некоторые штаты намерены бороться с климатической катастрофой, в том числе ограничивая бензиновые автомобили. Во главе движения по запрету ДВС оказалась Калифорния, вокруг которой образовался альянс из 18 штатов и округа Колумбия. Полный отказ от машин на ископаемом топливе намечен к 2035 году. Однако в связи с решением Джо Байдена вернуться в Парижское соглашение по климату повсеместный отказ США от автомобилей с ДВС может произойти и раньше, хотя ряд штатов выступают против таких планов. В Мичигане, Миннесоте, Арканзасе и некоторых других штатах введены дополнительные сборы с владельцев электромобилей.
В США энергично налаживает производство электромобилей корпорация Tesla, принадлежащая Илону Маску. В прошлом году компания произвела 500 тысяч автомобилей. Впервые за многие годы Tesla получила прибыль; капитализация компании за прошлый год выросла в девять с лишним раз. Расширяется производство аккумуляторных батарей на недавно созданном Маском заводе в штате Невада. По всей стране Tesla создаёт сеть аккумуляторных зарядок. Илон Маск тоже рассчитывает захватить значительную часть мирового рынка новых автомобилей.
Казалось бы, Россия как нефтедобывающая и экспортирующая сырую нефть и нефтепродукты страна не должна была оказаться в списке тех, кто ратует за скорый переход к климатически безопасным автомобилям. Однако Россия официально не выразила отношения к электромобилям (конкретных планов с конкретными цифрами нет). А в список стран, ратующих за отказ от бензиновых и дизельных автомобилей, она попала потому, что такие планы огласил губернатор Сахалина Валерий Лимаренко в отношении именно данного субъекта РФ. Возможно, это связано с расчётом на то, что жители Сахалина будут покупать электромобили из Японии.
Европа активнее, чем другие регионы и страны, взялась за борьбу с выхлопными газами. С 2014 года в Евросоюзе действуют экологические стандарты для автомобилей «Евро-6». Сейчас в Брюсселе завершается разработка стандарта «Евро-7». Он учитывает требования Парижского соглашения по климату, поэтому намного жёстче. Его полное введение планируется с 1 января 2025 года. Новый стандарт приведёт к практически полному запрету на продажу автомобилей с ДВС: производителям придётся выпускать только электромобили или в крайнем случае гибриды (сочетание электродвигателя и ДВС). Об этом заявила президент Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) Хильдегард Мюллер.
В Европе Германия занимает первое место по количеству производимых автомобилей. В 2019 году в стране было произведено 5 млн. машин. В 2020 году производство резко упало – до 3,71 млн. машин. Падение было обусловлено в том числе «пандемией» и карантинными мерами. В текущем году германский автопром вроде бы начал выходить из прошлогодней кризисной ямы, и вот сюрприз в виде стандарта «Евро-7». В прошлом году в Германии было произведено около 400 тыс. электромобилей, или около 11% всех автомобилей, произведенных в стране. В мире в прошлом году количество произведенных электромобилей составило, по оценкам, 3,1 млн. единиц. Доля Германии в мировом производстве таких машин равна примерно 13%. А в Китае было произведено 1,3 млн. машин, или почти 42% мирового итога.
Удержать позиции лидера автопрома в Европе Германии будет очень трудно. Под флагом борьбы с климатической катастрофой идёт передел мирового рынка автомобилей. Контроль над этим рынком предполагают установить автомобильные компании Китая и США.