Разберемся справедливы ли прогнозы правительства касательно роста тарифов.
Министерство экономики Украины опубликовало “Прогноз экономического и социального развития Украины”. В нем говорится о том, что в следующие четыре года, украинцам стоит ожидать удорожания всех коммунальных услуг. Почему тарифы ежегодно растут, и к каким последствиям это приведет, разбирался УНН.
Министерство экономики подсчитало, что тарифы для населения на горячую воду и отопление уже в этом году вырастут на 33%, в 2022 году — на 6%, в 2023 году — на 5%, в 2024 году — на 5%. Тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод вырастут в 2021 году на 20%, 2022 году — на 11%, в 2023 году — на 5%, в 2024 году — на 5%. Содержание домов, сооружений и придомовых территорий подорожают в 2021 году на 10%, в 2022 году — на 10%, в 2023 году — на 5%, в 2024 году — на 5%.
Если украинцам такое подорожание от власти покажется “слишком”, то опрошенные УНН аналитики и эксперты, даже такие цифры называют нереалистичными и заниженными. По их прогнозам стоит ожидать ежегодное суммарное повышение платежки на 25-30%.
“Это неправильный прогноз. То есть, в этом году, мы видим удорожание на 33%, а на следующие годы снижение. Все понимают, что это совершенно невозможно. По факту, за первые четыре месяца этого года коммунальные платежи выросли на 35%. В многоквартирных домах и больших городах 80% коммунальных платежей вырастут на 30%, так как заканчивается действие Меморандума между правительством и Ассоциацией городов Украины. Помните, когда в январе было повышение тарифов на газ, что вызвало волну протестов, то был подписан Меморандум, что Нафтогаз будет фиксировать цену на газ, не повышать. А государство должно компенсировать предприятиям ТКЭ избыточную стоимость газа, потребленную ТКЭ в прошлом отопительном сезоне. Правительство обязалось найти 20 млрд гривен, чтобы погасить эту разницу в тарифах. По факту ничего не сделано. Они планируют сейчас передать вопрос ценообразования на горячую воду и отопление местным органам власти. А им ничего не останется, как поднимать цену”, — поясняет Андрей Рева, министр социальной политики в 2016-2019 годах.
Согласно Государственной статистики начисления за жилищно-коммунальные услуги с учетом электроэнергии в апреле этого года составили 17,8 млрд гривен. Это на 56,1% больше, чем в апреле прошлого года — 11,4 млрд гривен.
Олег Попенко, глава Союза потребителей коммунальных услуг тоже не согласен с прогнозом и указывает на цифру плюс 20-25% в платежке ежегодно.
“Я не совсем согласен с таким прогнозом, что только в этом и 2022 году будут значительно расти цены, а после незначительно. Нормального анализа не было сделано, и никто не углублялся в тарифный вопрос. Сегодня в Украине не изменилась система формирования стоимости коммунальных услуг, а она является основой для тарифной политики. Ежегодный рост тарифов приводит к росту задолженности. Все предыдущие долги будут закладываться компаниями, которые оказывают коммунальные услуги на следующий год. Основой роста тарифов является рост задолженности. И пока мы не поменяем систему формирования себестоимости коммунальных услуг, сейчас мы ее делаем по системе расходы плюс прибыль, то рост будет таким, как прогнозируют на 2021-2022 годы”, — говорит Попенко.
Высокие тарифы, даже отметили в Европе. К примеру, в прошлогоднем отчете Европейской комиссии, говориться, что цены на электроэнергию в Украине почти на 38% выше средней стоимости в странах Европы. По этому показателю Украина оказалась рядом с такими странами как Греция, Мальта, Болгария, Венгрия и Польша, где цены на электроэнергию самые высокие в Европе. Однако доходы европейских граждан и украинцев разительно отличаются.
Свежая статистика Государственной службы подтверждает уже не новый тренд. Больше всего денег украинцы тратят на продукты питания, а на втором месте коммуналка. В первом квартале 2021 года, на статью расходов “Продукты питания и безалкогольные напитки” украинцы в среднем тратят 39,5% своих средств, а на втором месте жилье и коммунальные услуги — 18%.
Где корень зла? Глава Союза потребителей коммунальных услуг объясняет, что в тариф помимо долгов, закладывают ремонтные работы, и модернизацию коммунальных предприятий. “Откуда у большинства наших монополистов деньги на модернизацию: оборудование, замену сетей? У нас нет государственной поддержки Коммунэнерго, Водоканала, реновации жилищного фонда, поэтому они будут включать в тарифы проведение капитальных ремонтов, замену оборудования и сетей и это явно не 5%. Я не вижу предлога, почему рост тарифов с 2023 будет уменьшаться, я считаю, что только увеличиваться”.
Причины тарифов “по-богатому” для бедных подтверждает и глава Нацкомиссии по регулированию энергетики Валерий Тарасюк. По его словам рост тарифов — это закономерная реальность: если в стране значительная инфляция, повышаются зарплаты, дорожает топливо и падают объемы потребления газа, тепла и воды.
“Объемы начали падать, когда тарифы в Украине постепенно возрастали — люди начали экономить, что правильно. Десять лет назад у нас был один из самых высоких в Европе показателей потребления тепла на душу населения. А систему же нужно постоянно поддерживать, содержать персонал, закупать энергоносители. Где брать на это деньги? Тариф — это единственный источник дохода для таких компаний”, — говорит он.
По словам экс-министра соцполитики, стоит готовиться к существенному повышению коммунальных тарифов и росту бедности.
“Посмотрите на прогноз роста доходов людей, прогноз минимальной заработной платы на уровне 5-6% — разрыв просто катастрофический. Даже если этот прогноз, который они утвердили, реализуется — значит, бедность в нашей стране будет расти, что означает рост долгов за ЖКУ. Если вы посмотрите на финансирование программы ЖКУ, она сокращается, сокращается финансирование пенсионного фонда. То есть абсолютно антисоциальная политика, и это приведет к очень серьезным последствиям”, — говорит Рева.
По его прогнозам, ежегодный рост до 2024 года коммунальных тарифов будет минимум 25-30%. Соответственно доходы населения должны быть спланированы выше этого уровня, потому что кроме роста тарифов на ЖКУ, будут расти цены на продукты питания. “То есть не менее 30% нужно планировать на рост доходов людей, значит, социальные программы должны финансироваться в такой же пропорции, а они их сокращают. Если посмотреть на бюджетную резолюцию, которую они подготовили, видно, что доходы людей будут низкими, они будут расти меньшими темпами, чем расходы людей”, — добавляет экс-министр.
По словам экспертов, ни одна реформа ЖКУ и массовая модернизация не проходила за счет потребителей. Ключевая нагрузка ложилась на государственный и местный бюджеты.
“По моим просчетам 70% должно выделяться из государственного бюджета, около 20% из местных бюджетов, потому что там большинство коммунальных предприятий, и 10% — та сумма, которая закладывается в себестоимость тарифов, тогда это будет работать. А у нас все закладывают в платежки, и говорят, что это и на модернизацию. Но так это не работает, латание дыр за счет потребителей”, — говорит Попенко.
По словам Ревы, тарифная проблема решается путем активной социальной политики, форсированным ростом зарплат и пенсий, что приведет к платежеспособности людей, для которых такие платежки будут подъемными. “Они тратят деньги на большое строительство, президентский университет, посадку деревьев, на все что угодно. Вспомним даже ситуацию с обещаниями 22000 гривен зарплаты медикам. То есть дело не в том, что нет денег, на то, что им интересно они находят миллиарды. Видимо социальная политика не входит в эти интересы”, — резюмирует Рева.
А тем временем, в стране продолжают копиться долги. На конец мая общий долг украинцев за ЖКУ составил 79,1 млрд гривен. Самые большие долги у граждан за газ, а в среднем каждая украинская семья должна за ЖКУ 5,3 тысячи гривен. У опрошенных экспертов тоже неутешительный прогноз для власти, если ситуация будет продолжаться и ухудшаться, то региональные протесты, которые мы наблюдали в начале этого года, покажутся мелкими проблемами.