В Украине заработал пилотный проект регистрации места жительства онлайн. УНИАН разбирался, как государство собирается превратить самую массовую госуслугу в стране в декларативную, и упростит ли это жизнь украинцам.
Пилотный проект регистрации места жительства в онлайн-режиме стартовал в семи городах Украины - Киеве, Харькове, Виннице, Луцке, Ровно, Мариуполе и Кривом Роге. Пока услуга доступна для обладателей ID-паспорта. Но к концу года эти новации планируется распространить на всю территорию страны и сделать доступными для хозяев паспортов-книжек.
На сегодня, чтобы воспользоваться услугой, владельцу ID-документа необходимо зарегистрироваться на портале «Дія», в списке услуг выбрать «Изменение регистрации проживания» и заполнить заявление, подтвердив его электронной подписью.
Если вы владелец жилья, то регистрация пройдет автоматически (но только в том случае, если недвижимость включена в Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество). Если же вы арендуете квадратные метры, то их владельцу на электронную почту или в приложение «Дія» (если человек его установил и активировал) придет ссылка-подтверждение, с помощью которой он должен дать согласие на вашу регистрацию.
Данные о новом месте жительства автоматически появятся в реестре, снятие с предыдущего места проживания также произойдет автоматически (сейчас для этого нужно подавать отдельные заявления). Услуга будет предоставлена в течение суток.
Таким образом, зарегистрировать место жительства теперь можно будет без лишних справок и беготни по кабинетам госорганов.
Добровольно-принудительная диджитализация
Но пилотный проект – только начало реформы. Чтобы расширить действие «пилота» на всю страну разработан соответствующий законопроект, который уже зарегистрирован в парламенте.
В Минцифры отмечают, что изменение места регистрации - одна из самых массовых услуг в Украине. Но при этом все равно каждый третий украинец живет не по тому адресу, на котором зарегистрирован. А более миллиона наших сограждан и вовсе нигде не зарегистрированы. Как следствие, эти люди не имеют доступа к ряду социальных и административных услуг, которые предоставляются исключительно по месту регистрации. Речь идет о получении паспорта, выплате пенсий, соцпособий по безработице или уходу за ребенком, регистрации ФОП и т.д.
По его словам, абсурдно, что государство требует от украинцев документы, которыми само владеет:
В Минцифры отмечают, что при разработке законопроекта проанализировали опыт более двух десятков стран. Предпочтение отдали польскому и эстонскому, адаптируя его к украинским реалиям.
Документом предлагается внести изменения в несколько десятков различных законов и кодексов (Семейный и Гражданский кодексы, законы о социальном страховании, пенсионном обеспечении и т.д.). Главное - законопроектом предлагается сделать систему регистрации места жительства декларативной (уведомительной). То есть, процедура будет такая же, как в пилотном проекте - оформить заявление следует в «Діє».
Электронный реестр будет единственным источником информации о месте проживания. Реестры территориальных громад будут функционировать исключительно в электронной форме, обмен информацией будет осуществляться в автоматическом режиме.
Как отмечают в Минцифры, законопроект исключает возможность дублирования регистрации в разных реестрах территориальных громад. Обмениваться информацией о проживании человека можно будет без его привлечения к этому процессу (и походов за разными «справками»).
Кроме того, факт декларирования места жительства не будет основанием для вступления в права владения, пользования и распоряжения жильем.
Воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов, которые будут декларировать место жительства, также должен будет происходить в электронной форме.
Плюсы и минусы декларирования места проживания
Юрист АО «AS Legal» Владислав Фирсов обращает внимание, что законопроект не отменяет понятие регистрации места проживания, которое действует на текущий момент. Документ лишь расширяет его - вводит институт декларирования места пребывания.
Отличие между регистрацией и декларированием выражается в разной возможности реализации жилищных прав. В частности, задекларировать проживание можно в любом жилье (в том числе в общежитиях, социально-медицинских учреждениях и т.п.), а регистрация проводится исключительно в собственном жилище и служебном жилье, которое подлежит приватизации.
Из плюсов законопроекта Фирсов выделяет тот факт, что документ направлен на упрощение взаимодействия между разными госорганами, деятельность которых связана с местом проживания людей. Однако говорить о принципиально новом институте не приходится.
По его словам, очень важно понимать - декларирование места проживания не является основанием для:
- подтверждения права на проживание в жилье (пользование жильем);
- вселения лица в жилье или выселения из него;
- подтверждения факта проживания (не проживания) в жилье с целью его приватизации или приобретения права на наследование;
- подтверждения факта аренды (найма) жилья или иного платного пользования жильем;
- установления или прекращение любых прав и обязанностей других лиц, проживающих в жилье.
Управляющий партнер ЮК Winner Игорь Ясько считает, что главный плюс этих новаций – человеку больше не придется бегать по разным инстанциям и оформлять массу справок по месту регистрации.
Однако, по его словам, изменения процедуры регистрации могут стать проблемой для некоторых украинцев. Например, для тех, кто использовал лазейку для уклонения от призыва, не проживая по месту регистрации и не работая официально. Также проблемы могут возникнуть у той части населения, которая не владеет необходимым уровнем компьютерной грамотности (да и просто не имеет компьютера или смартфона), или в местах, не оснащенных постоянным доступом к интернету (а такие для Украины – не диковинка). К сожалению, как решать эти проблемы законодатели не указывают.
Адвокат «ЮФ «Семенова и Партнери» Марина Семенова обращает внимание на еще одну глобальную проблему - в законопроекте не определено, как подавать электронную информацию о месте регистрации в качестве доказательства в процессуальном праве (при различных уголовных и административных делах).
Кроме того, по ее словам, в законопроекте четко не выписан перечень отдельных прав человека, в частности, избирательного, в отношении получения отдельных социальных, общественных, административных услуг.
Положительным моментом адвокат назвала то, что в случае принятия законопроекта не будет необходимости ходить в ЦНАП или военкоматы. Также регистрация будет отделена от многих жизненных ситуаций, где она действительно не является необходимой.
История «прописки»
«Прописка» - регистрация по месту постоянного жительства – в нашей стране давно отменена. Еще в 2001 году решением Конституционного Суда институт прописки, который существовал в Украине с 1932 года советской властью как система учета граждан, был признан неконституционным. Юридически «прописка» была отменена c принятием в 2003 году закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Вместо «прописки» была введена система регистрации по месту жительства и месту пребывания.
В 2015 году, началась децентрализация. И полномочия по регистрации места проживания украинцев, как и сами Реестры территориальных громад, были переданы местным властям. С апреля 2016 года услуга регистрации места жительства стала возможной (в зависимости от активности громад) в течение одного рабочего дня или нескольких минут.
В 2018 году Кабмин объявил о подготовке единого реестра регистрации места жительства. В Раде даже презентовали соответствующий законопроект. Но дальше разговоров дело не пошло. И вот теперь все, наконец, может случиться.
Нана Черная