Сегодня, 1 октября, Украина полноценно перешла на е-больничные. А это значит, что работникам больше не нужно нести на работу бумажный листок нетрудоспособности, чтобы подтвердить период их временной нетрудоспособности. Ведь работодатели будет видит необходимую информацию о е-больничном в личном электронном кабинете страхователя (работодателя) на веб-портале Пенсионного фонда Украины.
Первые электронные больничные листы начали выдавать еще в июне, однако их выдавали параллельно с бумажными. Бумажные листки нетрудоспособности, выданные до сегодняшнего дня, будут продолжаться в бумажном виде до восстановления трудоспособности работника. Отметим, е-больничный может быть оформлен и оплачен только для застрахованных лиц.
Именно введение е-больничных, по мнению органов власти, должно стать предохранителем для расходов из Фонда социального страхования на фальсифицированные больничные и те, которые выписывают задним числом.
Чтобы получить электронный листок нетрудоспособности, не надо знать полное название предприятия, где работает больной, и код ЕГРПОУ. Упомянутая выше информация о предприятии формируется автоматически по данным реестра.
Чем отличается е-больничный от бумажного?
Различие между двумя видами больничного заключается в том, что первые имеют электронную форму (хотя, по желанию работодателя, могут быть распечатаны), вторые - исключительно бумажную. При открытии е-больничного врач должен вносить в систему не только наименование страхователя, но и его налоговый номер в ЕГР. Поэтому работодатели должны проинформировать работников о налоговом номере своего предприятия.
У е-больничного также отсутствует серия, однако ему присваивается уникальный номер.
Как получить электронный больничный?
Для того, чтобы врач имел возможность выписать заключение о нетрудоспособности, работник должен прийти к нему на осмотр. После приема врач может открыть е-больничный при условии, что пациент есть в Реестре пациентов в электронной системе здравоохранения. Врач создает электронное медицинское заключение о временной нетрудоспособности в реестре и заверяет его квалифицированной электронной подписью (КЭП). О таких действиях врача пациент получит соответствующее сообщение от E-health. Оттуда за несколько секунд выписанное врачом заключение попадает в Реестр Пенсионного фонда. Именно здесь и формируется электронный листок нетрудоспособности, то есть тот документ, который служит для начисления социальных выплат. О формировании такого документа работник, которому выписан е-больничный, также получит соответствующее сообщение на телефон, но уже от Пенсионного фонда Украины.
В электронный больничный вносят такую информацию:
-
номер записи в реестре;
-
ссылка на запись о пациенте в соответствующем реестре системы здравоохранения;
-
ссылка на запись о враче, оформившем медицинское заключение в Реестре медицинских работников;
-
ссылка на запись о субъекте хозяйствования в реестре субъектов хозяйствования в области здравоохранения;
-
дата и время формирования медицинского заключения;
-
суть медицинского заключения лечащего врача;
-
период действия медицинского заключения.
В электронном больничном могут содержаться такие медзаключения:
-
болезнь или травма;
-
уход за больным ребенком;
-
уход за больным родственником;
-
уход за ребенком в случае болезни человека, который за этим ребенком ухаживает;
-
карантин;
-
обсервация, самоизоляция во время действия карантина, связанного с пандемией коронавируса;
-
перевод человека на более легкую работу;
-
лечение в санаторно-курортном учреждении;
-
ортопедическое протезирование;
-
беременность и роды.
При этом даты открытия и закрытия листка нетрудоспособности будут соответствовать датам начала и окончания периода действия медицинского заключения, на основании которого он сформирован.
Сформированный е-больничный в день создания (открытия) становится доступным для просмотра в кабинете страхователя и застрахованного лица на веб-портале электронных услуг ПФУ. Однако до даты окончания периода действия (закрытия) листка нетрудоспособности он не может передаваться страхователю как основание для начисления выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию.
Как действовать работнику, если ему открыли е-больничный?
Если работник является застрахованным лицом, то в случае оформления врачом медицинского заключения о временной потере трудоспособности для него автоматически сформируется е-больничный. Также е-больничный автоматически откроется в случае оформления медицинского заключения для ребенка застрахованного лица, нуждающегося в уходе.
После создания медицинского заключения нужно уведомить об этом работодателя.
Если работник не выздоровеет в определенный в первом медицинском заключении срок, врач создаст следующее медицинское заключение, которое продлит временную нетрудоспособность. Об этом нужно уведомить работодателя.
После завершения периода временной нетрудоспособности е-больничный работника меняет свой статус на "готов к оплате". С этого момента работодатель должен в течение не более чем десять календарных дней назначить работнику материальное обеспечение, а после даты назначения не позже чем через пять рабочих дней сформировать и передать в ФССУ заявление-расчет.
Далее работник может следить за состоянием финансирования онлайн в телеграм-канале Фонда: https://t.me/socialfund.
Как работодателю выяснить, является е-больничный первичным или продленным?
Работодатель оплачивает только первые пять дней одного случая временной нетрудоспособности своего работника независимо от количества больничных листков, которыми он оформлен. Поэтому страхователю важно знать, являются ли различные больничные выданными в пределах одного страхового случая.
В бумажных листках нетрудоспособности на бланке имеется отметка "первичный" или "продление", однако в е-больничных такая отметка отсутствует.
Чтобы выяснить, является е-больничный первичным или продолжением, достаточно обратить внимание на уникальный номер страхового случая - он будет совпадать в случае продления. Если у работника несколько электронных больничных, созданных как продолжение, все они будут иметь одинаковый уникальный номер – "номер случая нетрудоспособности".
Данные из е-реестра больничных доступны работнику и работодателю?
Работодатель видит лишь общую информацию о временной нетрудоспособности своего работника, необходимую для назначения материального обеспечения, ему недоступен ни диагноз, ни другие частные сведения застрахованного лица.
Для работников из е-реестра доступна следующая информация:
-
регистрационный номер листка нетрудоспособности;
-
дата открытия и закрытия листка нетрудоспособности;
-
причина нетрудоспособности.
Работодатели из е-реестра могут получить такую информацию:
-
регистрационный номер листка нетрудоспособности;
-
дата открытия и закрытия листка нетрудоспособности;
-
ФИО застрахованного лица;
-
регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (РНОКПП) застрахованного лица.
Как работодателю оплатить е-больничный?
Работодатель получит извещение об отсчете е-больничного в кабинете страхователя на веб-портале электронных услуг ПФУ. Там же он и увидит извещение о закрытии такого листка нетрудоспособности.
По своему усмотрению работодатель может распечатать такой листок или оставить в электронном виде.
Далее кадровая служба проверит страховой стаж работника и предоставляет такую информацию Фонду. При этом решение о назначении матобеспечения принимает комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию на предприятии.
Следующим пунктом комиссия оформляет решение о назначении или отказе в назначении матобеспечения и передает его в бухгалтерию.
Бухгалтерия начисляет больничные (декретные) на основании е-больничного (или его бумажной распечатки) и решение комиссии (уполномоченного) по соцстрахованию. В течение пяти рабочих дней оформляется заявление-расчет и подается в отделение Фонда соцстраха по месту учета.
После получения финансирования в течение месяца нужно подать в отделение Фонда соцстраха уведомление о выплате средств застрахованному лицу.