Час тринадцать
В те далекие дни начала столетия вожди революций, прокатившихся по Европе, наверное, чувствовали себя волшебниками. Ведь им было подвластно все, даже время. Одним росчерком пера они могли отправить его вперед или отодвинуть назад, не переживая, как на это отреагирует общественность. Общественности достаточно было сказать, что этого требуют интересы нации.
Собственно, сама идея о переводе часов в масштабах государства давно витала в воздухе.
Бенджамин Франклин
Игру со стрелками часов начали, как водится, одиночки, предполагая при этом удовлетворение исключительно своих личных интересов. И если Бенджамин Франклин в 1784 году просто пошутил, призывая будить парижан пораньше залпами из пушек и звоном церковных колоколов, подсчитав, что раннее пробуждение с 20 марта по 20 сентября может привести к экономии половины используемых за год свечей, то последующие авторы были вполне серьезны.
Джордж Хадсон
Кто рано встает…
Например, новозеландец Джордж Хадсон, почтовый служащий и страстный энтомолог, просто хотел выиграть для себя два лишних световых часа, поскольку мог заниматься любимым делом только в свободное от скучных обязанностей почтового клерка время. Его предложение – перевести стрелки на два часа вперед в весенне-летний период – было опубликовано в вестнике Веллингтонского философского общества в 1895 г. и обратило себя внимание ученых, но и только. Никаких действий на государственном уровне не последовало.
Еще один поборник раннего вставания, любитель игры в гольф и прогулок на лошади до завтрака Уильям Уиллет считал, что англичанам стоило бы вставать вместе со светилом, а не спать в чудесные утренние часы, когда вся природа пробуждается для нового дня. Свою статью, опубликованную в одном из респектабельных газет Великобритании в 1907 г. он так и назвал: «О растранжиривании дневного света». Этот защитник прав светила предлагал «отщипывать» у обывателя по 20 минут (путем перевода стрелок вперед) каждое воскресенье, начиная с апреля, и таким же образом (переводом назад) восстанавливать привычный отсчет в сентябре. Как и Хадсон, он не добился успеха.
Нетрудно догадаться, кто в конце концов возвел принцип в догму.
Это произошло в Германии в апреле 1916 года. В основу легла идея об экономии топлива (угля) в тяжелые дни Первой мировой войны. Насколько серьезно мог повлиять на экономический кризис один выигранный световой час времени, кажется никто серьезно и не обсуждал. Главным было – принять меры.
За Германией и Австро-Венгрией потянулась Европа, а в 1917 году к Европе присоединилась и Россия. И решение это приняли отнюдь не большевики.
Не они, а как раз Временное правительство поспешило сравняться с цивилизованной Европой во времени в разгар тревожного революционного лета 1917 г.
– Постановлением Временного правительства «Об исчислении летнего времени на один час вперед» от 27 июня (ст. ст.) 1917 г. объявлялось гражданам новой России, что с 1 июля (ст. ст.) стрелки часов в стране переведут на час вперед и вернут обратно 31 августа (ст. стиль) того же года.
Выглядело это так: «Перевести повсеместно в России, в период времени с 11 часов ночи 30 июня по 12 часов ночи 31 августа 1917 года, исчисление летнего времени на один час вперед, с тем, чтобы мера эта в 1918 году была осуществлена с 1 марта по 1 сентября», – рассказывает хранитель фондов музея Главного управления Национальной полиции в Одесской области Светлана Кривчук-Новак.
Как будто бы все ясно.
Но граждане с непривычки путались на этот счет и требовали разъяснений у официальных органов. Официальные органы и сами были в растерянности. А потому то и дело ошибались.
Так, на исходе лета, в одесской газете «Южная мысль» появляется тревожная статья:
Одесситы не зря беспокоились. Распоряжение о переводе стрелок часов в их привычное положение так и не поступило – ни 1сентября, ни 1 октября. Прошу прощения за тавтологию, но в это время Временному правительству было не до перевода времени – его собственное время решительно подходило к концу.
Так летнее время и оставалось летним до зимы.
Стрелки часов перевели на час назад уже большевики. Случилось это в ночь с 27 на 28 декабря в 1917 году по старому стилю, по-новому – с 9 на 10 января 1918 года.
Эта путаница с датами сохранится в России надолго. В данном случае казус состоял в том, что что Декрет «о тринадцати днях» был ратифицирован Советом народных комиссаров (СНК) 26 января 1918 года, а вступил в силу и того позже – 1 февраля 1918 года. Таким образом, в далеком 1917 году 28 декабря еще не превратилось в 10 января следующего, 1918 года.
Но «старый стиль» скоро уступит место «новому» – и время Советов потечет по-другому.
Двенадцать в полночь не пробило…
Если уж присоединяться к Европе – то во всем, и не важно, что Европа категорически не хочет тебя признавать. Сейчас не хочет – потом захочет, куда ей деться...
Российская империя с официальной религией православием была страной архаичной и использовала в качестве принятого летоисчисления юлианский календарь, тогда как практически вся Европа уже давно перешла на новый, григорианский. Разница между календарями составляла 13 дней.
Так бы оно, может быть, и оставалось еще очень долгое время, но к власти пришли большевики, считавшие, что диктат института религии им вовсе не к чему.
Атеисты до мозга костей, они не замедлили навести порядок в религиозном вопросе – специальным декретом от 23 января (5 февраля н. ст.) 1918 г. церковь отделялась от государства и теперь участия в его делах не принимала. Дело оставалось за малым. На этом же заседании совнаркома обсудили технологию перехода на принятый в Европе григорианский, календарь.
Некоторые поборники постепенности предлагали каждый год убирать по 24 часа от имеющегося в хождении календаря, таким образом достигнув цели через 13 лет. Подобная канитель Ленина решительно не устраивала. Он не мог столько ждать – и, как всегда, настоял на своем.
Декрет о введении в России григорианского календаря с переводом общегосударственного времени на 13 дней вперед был принят на заседании совнаркомом 26 января (6 февраля н. ст.) 1918 года. С этих пор 1 февраля 1918 г. стало считаться 14 февралем.
Казалось бы, все просто. Но с правовой точки зрения многие вопросы требовали разъяснения и корректировки – кредиты и займы, оплата банковских процентов, наступление сроков юридических договоров, получение пенсий и других выплат и прочее, и прочее.
И эти разъяснения были даны – и не потом, по истечение некоторого времени, а сразу – в самом постановлении.
Так, оговаривалось, что сроки обязательств по договорам с 1 по 14 февраля переносятся на период с 14 и 27 февраля. Те же договора, что были заключены между 14 февраля и 1 июля, могли считаться, по желанию сторон, наступившими на 13 дней позже.
При этом сроки всех обязательств, которые наступили бы по старому календарю с 1 июля сего года, полагалось считать наступившими в те же самые числа и по новому календарю.
Так же подробно расписывался порядок получения заработной платы.
Тем, кто получал «жалованье или заработную плату в конце каждого месяца, предписывалось выдать деньги 28 февраля с.г. за вычетом 13/30 оной. Лицам, получающим жалованье или заработную плату 15 и 30 каждого месяца, уплаты 15 февраля не производить, а выдать, опять же, 28 февраля с. г. получаемую ежемесячную сумму за вычетом 13/30 оной. Что касается лиц, получающих жалованье или заработную плату 20 каждого месяца, выдать 20 февраля с. г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной.
В декрете учитывалось все, и даже предписывалось до 1 июля сего года (1918 – прим. авт.) «писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю».
Но свойства памяти невозможно изменить с помощью даже очень хорошо разработанных правовых документов.
Число по старому стилю указывают в скобках до сих пор. Как и празднуют Новый год со всем цивилизованным человечеством, но не забывают отметить его и через тринадцать дней.
Фото и документы предоставлены музеем Главного управления Национальной полиции в Одесской области.