Реформы, репарации и марихуана. Эксперты дали рекомендации украинским властям по восстановлению экономики » Общественно - политическая газета "СЛОВО"
 
  • Читать новость на:
Информация к новости
22-04-2022, 18:00

Реформы, репарации и марихуана. Эксперты дали рекомендации украинским властям по восстановлению экономики

Категория: Новости / Аналитика

У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Украинский Институт Будущего написал доклад "Украина 2022. Как не упустить свой шанс стать сильным государством" о шагах, которые должна совершить наша страна, чтобы выжить и трансформироваться после начала войны.

"Страна" изучила доклад и публикует сценарии окончания войны, которые прогнозирует институт, а также главные действия, которые должна предпринять Украина, чтобы превратиться в сильное независимое государство.

Сценарии окончания войны

Нынешняя военная ситуация имеет четыре больших сценария окончания (приостановки) войны.

1. После "большого сражения" на Донбассе, не обнаружившего победителя, стороны переходят к позиционной войне. Украина де-факто остается в пределах своих границ. В этом варианте ни о какой заморозке конфликта речь не идет. Продолжительность активной фазы 3-6 месяцев.

2. После "большого сражения" на Донбассе РФ закрепляется на определенных заново завоеванных территориях, заключается определенное соглашение, и война переходит в позиционную или даже замороженную фазу (длительность 2-6 месяцев).

3. После "большого сражения" на Донбассе РФ пытается захватить территорию Украины по Днепру и создать сухопутный коридор в Молдову (продолжительность 6-18 месяцев).

4. После "большого сражения" на Донбассе РФ пытается захватить территорию всей Украины и установить свое марионеточное правительство (продолжительность несколько лет).

Ключевые особенности режима ЧС

  • Трансформация системы анализа госресурсов.
  • Усиление силового блока (восстановление предприятий ВПК, обеспечение силовых структур, реформирование системы управления).
  • Восстановление критической инфраструктуры (дороги, электроснабжение, газ, вода).
  • Обеспечение продовольственной и топливной безопасности.
  • Восстановление и строительство жилья, промышленных объектов.
  • Стимулирование и поддержка экспорта.
  • Сохранение ограничений в политической сфере. 
  • Выход на реальную деолигархизацию. 
  • Концентрация внешней помощи на нескольких государственных программах, а также на программе поддержки пострадавших от войны регионов. 
  • Максимальное стимулирование деловой активности граждан, работы малого и среднего бизнеса.

Контуры новой системы после переходного периода

Ожидается что это будет в промежутке 12-24 месяца после войны.

  • Украина – президентская республика с сильной концентрацией власти в руках президента. 
  • Счетная палата становится ключевым государственным органом.
  • Правительство поддерживает большой бизнес, а тот дистанцируется от непосредственного участия в политике.
  • Максимальная либерализация экономики, стимулирование малого и среднего бизнеса.
  • Создание особых условий для прихода технологических инвесторов.
  • Уменьшение количества политических партий.
  • Максимальные полномочия местного самоуправления. 
  • Сохранение практики реализации государственных программ. 

Внешняя политика

Среди краткосрочных и немедленных задач, которые появятся после войны, будут следующие:

  • Договоренности по гарантиям безопасности и нейтральному статусу.
  • Судебное преследование России и привлечение к ответственности виновных в войне.
  • Поиск и привлечение ресурсов для послевоенного восстановления.
  • Адаптация санкционной политики.
  • Настройка связи с зарубежными диаспорами и возвращение беженцев.

Возврат замороженных на Западе российских денег 

Два способа, как можно претендовать на арестованные активы РФ:

  1. Через подписание с РФ договора, в котором будет пункт о репарациях. 
  2. Через получения вердикта Международного суда ООН, признающего Россию виновной и назначившего компенсацию. 

Главные задачи периода восстановления

  • Формирование единого итогового документа, в котором будут определены масштабы потерь, объемы помощи, необходимой от других стран, приоритетность восстановления по секторам экономики.
  • Создание Международного стабилизационного фонда, в который будут перечисляться средства для послевоенного восстановления.
  • Запуск переговоров с отдельными странами с претензией на часть средств РФ, заблокированных в иностранных юрисдикциях. 

Как возвращать людей

  • Переквалификация кадров и проведение информационной кампании в поддержку смены профессии (с финансовыми стимулами от государства). 
  • Программа "Живи и работай" – при условии создания производства инвестором государство обязуется софинансировать жилье для работников.
  • Государственные субсидии для бизнеса при создании новых рабочих мест.
  • Создание системы взаимосвязи с украинцами, проживающими за границей. 

Экономическая ситуация после войны

Экспорт. Необходимо максимально восстановить объемы экспорта основных товаров на фоне высоких мировых цен – зерна, руды и металла.

Производство продуктов питания. Необходимо поддержать производителей продуктов питания, которые могут продолжать работу. Ввести адресную программу для граждан, оставшихся в Украине и не имеющих работы. Защитить внутреннего изготовителя и противодействовать импорту. 

Госзаказ как необходимый фактор сохранения стратегических отраслей. Главным инвестором в ближайшее время будет государство, поэтому нужно срочно пересмотреть именно принципы государственного заказа и направлять его в соответствующие отрасли.

Борьба с безработицей и утратой профессионалов. После стабилизации ситуации в отдельных регионах и уменьшения рисков восстановления/распространения боевых действий следует внедрять массовые программы трудоустройства для безработных, которые не смогли найти работу вместо утраченной. 

Восстановление инфраструктуры

  • Создание "Агентства по восстановлению" и модернизация стандартов.
  • Создание инфраструктурных возможностей для экспорта в условиях блокады украинских морских портов.
  • Очистка территорий от мин и других взрывоопасных предметов.
  • Восстановление критической инфраструктуры в освобожденных пострадавших от боевых действий регионах, но масштабы разрушений в которых сравнительно невелики. 

Решение проблемы жилья для внутриперемещенных лиц

  • Программа приобретения у застройщиков нескольких десятков тысяч квартир для внутриперемещенных лиц в 10 безопасных регионах Центральной и Западной Украины. 
  • Программы компенсаций для восстановления уцелевшего, но поврежденного жилья в освободившихся регионах.
  • Комплексные программы восстановления городов, где в результате боевых действий уничтожен как жилой фонд, так и ключевые промышленные объекты, являвшиеся крупнейшими работодателями (Мариуполь, Тростянец и др.).

Развитие оборонно-промышленном комплексе

Первый этап. 1-2 года – потребность государственных заказчиков будет удовлетворяться в основном за счет импорта. 

Второй этап. 2-4 года – отладка собственного серийного производства.

Третий этап. Масштабирование производства, наращивание пропускной способности предприятий с целью полного удовлетворения внутренней потребности и интенсивной экспансии на внешние рынки.

Финансовая система

  • Создание специального государственного института, который возьмет на себя бремя управления проблемными кредитами. 
  • Ипотечное кредитование, восстановление инфраструктуры. 
  • Введение минимального базового дохода.
  • Привлечение иностранных банков. 

АПК - один из главных драйверов экономики

По мнению Института, нужно произвести следующие действия:

  • Произвести разминирование земель сельхозназначения;
  • Обеспечить полноту регистрации земель всех форм собственности в Государственном земельном кадастре;
  • Стимулировать крупные агрокомпании к инвестициям в развитие животноводства и переработку агропродукции;
  • Перепрофилировать программы доступных кредитов и государственных гарантий по кредитам в аграрной сфере;
  • Создать системы сертификации продукции в соответствии со стандартами ЕС;
  • Внедрить программы для поощрения малых агропроизводителей;
  • Разрешить продажу земель коммунальной и государственной собственности физическим лицам-нерезидентам;
  • Провести приватизацию сельскохозяйственных земель государственных предприятий и учреждений, управление которыми сейчас неэффективно;
  • Легализовать выращивание марихуаны.

Наукоемкая экономика

  • МОН реорганизуется в два отдельных ведомства: Министерство образования и развития человеческого капитала и Министерство образования и инноваций с Национальным агентством развития науки и технологий. 
  • ВУЗы делятся на два типа: университеты и высшие профессиональные школы 
  • Главным распорядителем денежных средств становится Национальный фонд исследований. 
  • Получателями институционного финансирования могут быть только неприбыльные организации. 
  • Финансовая автономия университетов и научных институтов предполагает возможность проводить транзакции через банковские счета.



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.