С начала войны РФ обстреливает нефтебазы и крупные промышленные объекты по всей Украине. В почву и подземные воды попадают тяжелые металлы от снарядов и военной техники. Пожары в лесах и степях уничтожают природную среду редких видов. Война беспощадно разрушает всю природу – страдают воздух, вода, земля, растения и животные. Экологи предупредили, что раны от войны, останутся на десятилетие, а последствия войны будет нести угрозу и после того, как война закончится.
Захваты и обстрелы атомных электростанций, размещение там техники и взрывы боеприпасов чреваты техногенной катастрофой, которая сделает территории вокруг непригодными для жизни человека. По словам руководителя отдела климата ОО «Экодия» Евгении Засядько, все эти действия являются преступлениями против окружающей среды. или экоцидами.
«Это не только о вреде природе, но и о людях. Эта война может повлечь за собой много смертей в будущем из-за загрязнения воды и почв, из-за минирования», – сказала эксперт.
В Украине разрабатывают механизм, который позволяет взыскать с Российской Федерации репарации за причинение вреда ее природе. Об этом сообщил министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец.
«В мировой практике почти нет примеров получения убытков за ущерб окружающей среде в результате военных действий. Мы нарабатываем механизмы в рамках общего кейса Кабмина, чтобы стать первой страной, которая получит возмещение убытков», – сказал он.
По предварительным подсчетам, Россия уже нанесла экологической системе Украины ущерб на сотни миллионов гривен. Это вред атмосферному воздуху, почвам, объектам природно-заповедного фонда, флоре-фауне.
Кроме того, он подчеркнул, что Украина уже зафиксировала более 100 случаев экоцида со стороны российских захватчиков. На базе Государственной экологической инспекции работает соответствующий штаб, целью которого является фиксация таких преступлений, в частности расчет убытков.
Стрелец уточнил, что до освобождения Чернобыльской зоны от захватчиков, они контролировали свыше 25% всех заповедных объектов Украины, включая Чернобыльский биосферный заповедник, расположенный на территории 220 тыс. га, несколько заповедников и национальных парков в Херсонской области.
Токсичный воздух
Обстрелы и оккупация повышают риск выбросов токсичных отходов из промышленных предприятий Украины. Наибольшее их количество находится на востоке страны, где идут активные боевые действия. Когда продолжались столкновения вокруг столицы и из-за обстрелов вспыхнули пожары в Чернобыльских лесах, Киев был «в топах» по загрязнению воздуха. Пожар не могли быстро потушить, потому что территорию контролировали россияне.
Сейчас под угрозой больших пожаров остаются значительные территории южной и восточной Украины и с приближением лета эта угроза растет. «Лесные пожары уже возникают из-за боевых действий в лесах и поблизости, а также из-за халатности при обращении с огнем. Эти пожары фактически некому и чем тушить», — говорит эксперт Олеся Петрович.
Каждый пожар на нефтебазе также становится техногенной катастрофой. По подсчетам экологов, при горении нефти (пожар на нефтебазе с несколькими резервуарами) выделяется примерно столько же атмосферного загрязнения, сколько производит весь транспорт Киева за месяц.
Изуродованная земля
Если оценить ущерб воздуху могут прежде всего эксперты, картина разбитой военной техники среди весеннего леса говорит каждому. Тысячи российских танков и бронемашин загрязняют землю горюче-смазочными материалами, а сожженные продолжают наносить ущерб уже как металлолом.
В Украине и до войны были проблемы с отходами, говорит Евгения Засядько из «Экодии».Когда война завершится, утилизация такого количества металлолома станет еще одним вызовом. Переработка военного лома является более сложным и трудоемким процессом.
Это канцерогенный мусор, и пока он остается на земле, отравляет окружающую среду тяжелыми металлами, попадающими в грунтовые воды. В районах активных боевых действий качество питьевой воды в колодцах существенно ухудшилось, пояснила эксперт. Изуродованная войной земля скрывает на себе и другие опасности. Одна из самых больших – это остатки боеприпасов и заминирование природных территорий. На сегодняшний день, по данным ООН, Украина – одна из самых заминированных стран мира. Более 80 тысяч квадратных километров территории Украины нуждаются в очистке от мин и взрывоопасных остатков.
Что будут делать с мусором от разрушенных домов в Украине?
Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Руслан Стрелец сообщил, что строительный мусор, который образовался в результате разрушения оккупантами многоэтажек в украинских городах, будет переработано и в дальнейшем использовано.
«К сожалению, действительно проблема строительного мусора или отходов разрушения... приобретает больший и больший масштаб... В любом случае эти отходы остаются на территориях городов или объединенных территориальных громад. Органы местного самоуправления должны с этими отходами что-то сделать, но они ждут от нас, от правительства, именно путеводителя, что делать и как сделать. Если говорить концептуально, то фактически мы должны сегодня нормировать территории для временного размещения этих отходов на территориях городов», — сказал Стрелец.
По его словам, если бы речь шла о мирном времени, то фактически это было бы загрязнением земель, но сегодня это нужно временно разрешить в установленном порядке для дальнейшей переработки этих отходов. «Я уверен, что это может быть очень хороший элемент в дальнейшем для производства строительных материалов, или для восстановления тех же дорог, или других технологий», — сказал министр.
Проблемы с доступом к питьевой воде
Из-за войны и ее последствий в Украине может возникнуть проблема с питьевой водой и опустыниванием.
«Еще до войны Украина страдала от недостаточного количества воды и ее плохого качества», — отметила эксперт направления «Вода» в WWF-Украина Инна Гоч.
По обеспеченности питьевой водой Украина занимала 125-ю позицию из 180 стран мира. Прежде всего, недостаток испытывали восточные и южные регионы, лежащие в бассейне Северского Донца, Южного Буга, в Приазовье и Крыму. Состояние пресноводных ресурсов направлялось к статусу «очень высокий риск», рассказывает исследовательница.
Из-за войны эта ситуация еще ухудшится. Обстрелы очистных сооружений, таких как Васильков, разрушение водопроводов и другой водной инфраструктуры, невозможность быстро ее починить, повлияют на качество и количество воды. Следующий этап в этой цепочке – распространение инфекционных заболеваний, добавила Гоч.
Заповедники
«Война затронула около трети всего природно-заповедного фонда Украины», – рассказал эксперт направления «Редкие виды» в WWF-Украина Тарас Ямелинца.
По его словам, на сегодняшний день несколько десятков природных и биосферных заповедников, национальных и региональных природных парков терпят существенный ущерб в результате российской агрессии.
Под угрозой уничтожения находятся около 200 территорий земель Изумрудной сети. Это природоохранные территории, определенные Бернской конвенцией. В лесах в Черниговской, Сумской, Луганской, Донецкой и Херсонской областях остается много неразорванных боеприпасов, говорит Ямелинец. Это опасность для людей и диких животных на многие годы.
Нарушенная почва и сожженные леса очень быстро зарастают чужеродными инвазионными видами. В то же время редким видам животных грозит не столько гибель некоторых особей, сколько разрушение или изменение их ареалов и миграционных коридоров, объясняют исследователи. Также под угрозой оказались 30 тысяч пар белых аистов и почти 500 пар редких черных аистов, прилетающих в это время в Украину для гнездования.
Война грубо вмешалась в экосистему Черного моря. Российские военные заменяли часть его акватории, стреляли мощными снарядами из надводных и подводных лодок. Недавно на берегу национального природного парка «Тузловские лиманы» в Одесской области нашли мертвых дельфинов. Российские военные используют гидролокаторы на высоком уровне децибелов, а это вредит слуху дельфинов.
Украина потеряла места гнездования:
- кудрявого пеликана;
- крупнейшей в Европе колонии из 3 тысяч пар краснокнижного каспийского мартина;
- около 60 тысяч пар рябоносых крячков.
Не исключено, что из-за боевых действий некоторые уникальные ячейки эндемичных видов могут просто исчезнуть.
По словам эколога Ивана Русева, сейчас невозможно оценить, сколько мертвых животных может быть в море. По мнению экологов, будущая окружающая среда напрямую зависит от того, как именно украинцы будут восстанавливать страну после войны. Могут увеличиться выбросы из-за производства строительных материалов и восстановления. Часть природных территорий могут отдать под застройку для восстановления населенных пунктов, уже появились новые свалки из остатков разрушенных построек и «кладбища техники».