Недавние события в Греции, где в результате экономических и социальных проблем большинство населения на референдуме сказало «нет» кредиторам, побуждает нас с большим пристрастием оценивать европейские перспективы Украины. Прежнего фанатизма в этом вопросе нет уже даже у самых ярых сторонников евроинтеграции.
Прошел уже год после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, но только сейчас мы узнаем, что согласно тексту этого документа полноценная зона свободной торговли начнет работать не с января следующего года, как нам обещали, а на десять лет позже. И далеко не все страны вообще ратифицировали это соглашение нашей страны с ЕС.
На фоне бурных заявлений наших «очильников» о том, что ассоциация с ЕС принесет Украине большую выгоду, беспристрастная статистика свидетельствует об обратном. Экспорт нашей продукции в ЕС снизился больше, чем на 30%. Оно и неудивительно, поскольку Украина получила весьма незначительные квоты, в частности, на поставки некоторых видов сельхозпродукции. О поставках же готовой продукции, к примеру, машиностроения, ныне никто даже не вспоминает. Ведь европейскому рынку не нужны украинские товары, кроме разве что чугуна и зерна. А ведь от соглашения ждали расширения рынка труда, новых рабочих мест, повышения стандартов социального обеспечения. Однако открывать новые предприятия и внедрять на них европейские стандарты сегодня в состоянии лишь крупный бизнес. Мелким же и средним предпринимателям никакой ЕС не поможет. Но даже нашим олигархам не удается, несмотря на новые стандарты и техусловия, подвинуть на западном рынке европейских монстров. Ведь даже давно вступившая в Евросоюз Польша до сих пор не может свободно продавать там свою продукцию.
Как признала недавно глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, украинская экономика достигла дна. Не потому ли правительство собирается выставить на торги крупные промышленные предприятия, такие как Одесский припортовый завод. Только вот купят ли их все те же «фирташи» и «коломойские», которые вряд ли станут открывать там новые рабочие места и повышать социальные стандарты?
Однако Яценюк заявил на недавнем заседании Кабмина, что надо любыми путями затащить к нам инвесторов. Но иностранцев отпугивает нестабильная ситуация в Украине, ужасная коррупция, несовершенство законодательства и судебной системы.
Вполне очевидно, что с таким «грузом» нас не ждут и в Евросоюзе. Европейцы ждут от нас реальных реформ и не дают никаких обещаний. Взять тот же безвизовый режим, о котором наши власти говорят уже полгода, гарантий о его вводе Украина до сих пор не получила. Хотя выполнила уже большинство выдвинутых требований. Правда, в Брюсселе обещали вернуться к этому вопросу в конце года, но, скорее всего, это очередная отговорка.
Тем не менее, Украина не теряет надежды на членство в Евросоюзе. И это несмотря на то, что Еврокомиссар по расширению Йоханес Хан недавно заявил, что в течение десяти лет европейское сообщество не будет принимать новых членов. И что ни одна страна ЕС не согласится на расширение. Однако, Киев словно не слышал этого. И заявляет о намерении до 2020 года выполнить подготовительные мероприятия для подачи заявки на вступление в Евросоюз. Хотя ей вряд ли там обрадуются. Им бы с Грецией все уладить. Этой стране ЕС уже оказал помощь в размере 240 миллиардов евро. Теперь, когда греческий парламент пошел на условия Евросоюза и поднял пенсионный возраст до 65 лет, согласился заморозить пенсии и зарплаты, европейцы посулили грекам еще 53 миллиарда евро. И Украина с ее требованиями к международным кредиторам о списании ей части долга и его реструктуризации не вписывается в политику Евросоюза. МВФ, как на днях стало известно, инициативы Украины по отношению к частным кредиторам не отпугнули, но осадок, что называется, остался. Тем более, у европейцев, где дефолтные проблемы участились.
Кое-кто у нас рассматривает Евросоюз как дойную корову: мол, вступим и заживем по-европейски. Но, как видим, там не сорят деньгами. Если и дают их, то на жестких условиях. Украинцам не мешало бы задуматься над тем, что вступив в ЕС страна должна взять на себя и определенные обязательства в виде поддержки стран-банкротов. Ведь не могут же нести эту нагрузку одни лишь Германия, Франция и Италия и другие ведущие государства европейского сообщества.
Чтобы хотя бы минимально соответствовать европейским требованиям, Украина должна значительно повысить у себя производительность труда, снизить энергозатраты на единицу продукции, которые сейчас самые большие в Европе, побороть коррупцию. И лишь потом рассчитывать на попадание в круг избранных. Одних только планов и желания присоединиться к ЕС недостаточно.