Украинский МИД вызовет турецкого посла для получения разъяснений о том, почему российскому судну "Жибек жолы" с краденым украинским зерном разрешили покинуть турецкий порт Карасу. По сообщениям западных СМИ, корабль с зерном может оказаться в российском порту уже сегодня, пишет Би-Би-Си.
В Киеве назвали "неприемлемой" ситуацию, в которой российскому кораблю "Жибек жолы" позволили покинуть турецкий порт, несмотря на представленные Украиной доказательства уголовного дела. По данным Киева, судно перевозит зерно из оккупированного российскими войсками порта Бердянска.
- написал в "Твиттере" официальный представитель МИД Украины Олег Николенко.
О том, что сухогруз "Жибек жолы" под российским флагом вышел из порта Карасу сообщило в четверг турецкое издание "Дейли сабах". СМИ ссылалось на данные портала, отслеживающего движение судов.
О том, что в Турции задержан сухогруз с украинским зерном стало известно в воскресенье 3 июля. Посол Украины в Турции Василий Боднар сообщил, что Украина сотрудничает с таможенными органами Турции для выяснения ситуации.
Представитель турецкой таможни в порту Карасу не стал комментировать заявления украинских властей.
По информации агентства Рейтер, генпрокуратура Украины еще 30 июня направляла минюсту Турции письмо, в котором сообщила, что это судно причастно к "незаконному вывозу украинского зерна" из Бердянска и направлялось в турецкий порт Карасу с грузом на семь тонн.
- заявил заместитель директора департамента информации и печати МИД России Алексей Зайцев.
- сообщил один из членов экипажа судна агентству ТАСС в четверг.
Он добавил, что пока не известно, куда далее проследует судно.
Однако и агентство Рейтер, и турецкое издание "Дейли сабах" сообщили, что пункт назначения корабля - российский порт Кавказ, а предполагаемая дата прибытия - пятница.
Казахстан: зерно везут по контракту с эстонской компанией
Судно зашло в турецкий порт в пятницу, 1 июля. В тот же день госкомпания "Казахстан темир жолы", "дочка" которой управляет "Жибек жолы", сообщила, что проверяет с "уполномоченными государственными органами Украины" достоверность обращения украинских властей к Турции и проводит консультации с послами двух стран.
В компании заявили, что судно в прошлом году передали российской компании "Грин-Лайн" по договору бербоут-чартера (договор фрахтования судна без экипажа), и оно вывозило пшеницу по контракту с эстонской компанией Mangelbert OU. Руководитель Mangelbert OU, как заверили в казахстанской компании, "утверждает, что зерно является украинским и перевозка осуществляется по согласованному гуманитарному коридору по просьбе украинской стороны".
"Сделка продажи зерна была между эстонской компанией Mangelbert OU и турецкой стороной. Продавец, являющийся компанией, зарегистрированной в Европе, заявляет о законности сделки", - заявили в "Казахстан темир жолы". Там добавили, что направили арендатору судна письмо с требованием в срочном порядке предоставить подробное пояснение ситуации с приложением всех подтверждающих документов.
Ранее, говоря о ситуации вокруг сухогруза, глава МИД России Сергей Лавров утверждал, что "судно вроде бы действительно российское - под флагом России, принадлежит Казахстану, а груз шел по контракту между Эстонией и Турцией" (цитата по "Интерфаксу").
Срок действия договора с "Грин-Лайн" - до 30 ноября этого года, сообщили в казахской компании. Там уточнили, что российская компания по условиям договора должна гарантировать, что в течение срока действия не подпадает под санкции. "В противном случае, у судовладельца имеется право немедленно расторгнуть договор", - заявили в "Казахстан темир жолы".
В Казахстане в четверг, 7 июля, заявили, что могут расторгнуть договор с российской компанией, арендовавшей судно "Жибек жолы".
"Если судно занялось деятельностью [перевозкой], не соответствующей правовым нормам, которые приняты в Казахстане и в международном праве, конечно, данный договор будет расторгнут и это судно будет отозвано", - процитировало главу министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбека Ускенбаева издание Atameken Business.