Информация к новости
21-08-2022, 14:00

“Утримуватимемо зерно до останнього”. Аграрії говорять про загрозу банкрутства

Категория: Новини / Аналітика


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Аграрии по всей стране начали уборку урожая. Без преувеличения, это будет самая сложная кампания за всю историю Украины. В целом за сезон собрать планируют порядка 65 млн тонн зерновых и масличных, что на 30% меньше, чем в прошлом году, но выше среднестатистического за последние пять лет. Тем не менее из-за блокирования портов и слишком низких цен на продукцию внутри страны фермеры вынуждены продавать зерно практически за бесценок – в несколько раз дешевле мировых. Как говорят эксперты, если порты не разблокируют для экспорта зерна, многие аграрные предприятия просто исчезнут, а следующая посевная будет под большим вопросом.   

“Украина будет накормлена”

По прогнозам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2022 году из-за уменьшения площади посевов и снижения урожайности общие потери урожая озимых культур составят по меньшей мере 20%. Так, согласно данным экспертов Национального технического университета им. И. Сикорского, Института космических исследований НАН Украины, Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии (JRC) и Всемирного банка, фактическая площадь озимых посевов в этом году составляет 8,38 млн га, тогда как она могла составить 9,14 млн га. 

Такое сокращение связано в основном с экономическими последствиями войны.

 "Если бы не настойчивость и жертвенность наших аграриев, потери для агросектора были бы гораздо больше", – подчеркнул заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Денис Башлык. 


Но даже с учетом меньшего урожая, как говорит Vesti.ua замглавы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, Украина голодать точно не будет. 

"Понятное дело, что если в 2021 году мы имели рекордные показатели, а по зерновым и масличным было собрано порядка 100 млн тонн, то сейчас из-за военных действий, потери частично оккупированных территорий и заминированных полей, мы не смогли сделать полноценную работу по яровым. Но результаты оказались даже лучше, чем мы ожидали, поэтому в целом прогноз по зерновым – в районе 65 млн тонн. Это хороший показатель, учитывая нынешнюю ситуацию. Также нужно учитывать, что мы имеем остатки в объеме порядка 20 млн тонн с прошлого сезона, которые не можем реализовать из-за блокады портов. То есть новый урожай дает весьма оптимистические надежды по поводу обеспечения продовольственной безопасности внутри страны. В рамках внутреннего потребления мы используем не больше 20 млн тонн по всем группам. То есть еще 40-45 млн тонн мы могли бы использовать для экспорта и зарабатывать средства. Поэтому ключевой вопрос сегодня – нарастить экспорт в контексте тех логистических маршрутов, которые есть: это ж/д, автомобильный и речной транспорт. И, конечно же, большие надежды аграрии возлагают на деблокаду портов", – говорит Марчук.  

Эта уборочная кампания, как рассказывают фермеры также усложняется дорогим топливом и ограничениями, связанными с военным временем. Как отметил фермер из Кропивницкого Алексей Цокалов, топливо он покупал еще весной по 62 грн за литр. 

"Купил 5 тыс. дизеля, чтобы обеспечить объем на поле. Пока хватает", – говорит фермер. Но в то же время, по его словам, фермеры могли бы работать еще усерднее, если бы не ограничения. 

"Ночью комендантский час, а днем жарко. Днем температура более 30 градусов, поэтому не совсем хочется портить дороги тяжелой техникой, к тому же есть соответствующие ограничения. Но ведь и ночью ограничения. А когда же тогда нам зерно вывозить? Кажется, этот вопрос нужно активно решать", – сетует фермер.

 К слову, для того, чтобы работать ночью, аграриям необходимо обращаться в местные военные администрации, чтобы там уже на местах давали соответствующие разрешения. Это также существенно усложняет работу. 

“Цены растут во всем мире, но не в Украине”

Хотя уборочная кампания только началась, фермеры уже беспокоятся о том, куда смогут продать собранный урожай. Из-за осложнившейся логистики и блокировки портов, цены на зерновые в Украине резко пошли вниз. Даже несмотря на то, что во всем мире растут. "Закрытые порты, которые делают невозможным экспорт и давят на цены внутри страны, – это большая проблема. Особенно удивляет цена озимого ячменя, который уже косят. Сегодня есть предложения по 1850 грн за тонну. Тогда как в прошлом году она стоила 8 тыс. грн. А если урожай 2 тонны с гектара, то это уже экономически невыгодно. Это убыток и банкротство. Цена на сельхозпродукцию ниже себестоимости сельхозпродукции", – говорит Цокалов. Цены на другие культуры также сильно отстают от мировых (см. инфографику). 


 


Так, по словам фермера из Одесской области Александра Тимошкина, цены на ячмень сегодня колеблются в пределах 240 долларов. А в Николаевской области у фермеров его забирают по 1800 грн за тонну. Это цена 5-6 летней давности! Понятно, что война, но почему растут в цене дизтопливо, масла, удобрения в 5-6 раз. Почему-то цены растут в мире и больше. А у нас падают. Многие говорят, что тем, у кого нет собственных мощностей, даже нет смысла нанимать комбайны. Потому что он стоит 1,5 тыс., а ячмень можно продать за 1,8 тыс. А что в итоге – 300 грн фермер заберет себе? А еще доставка в порт... От места, в котором я живу, она стоит 40 долларов за тонну. То же самое касается и подсолнуха. Масло, например, в магазинах в цене не падает, а подсолнух падает. Для примера, подсолнух на 23 февраля стоил более 610 долларов за тонну, а сейчас 385-400 долларов. Это цены по Одесской области. В следующем году, я уверяю, что не все смогут посеять за такую цену", – рассказывает Тимошкин. 

По словам аграриев, проще всего найти сегодня сбыт на подсолнух, сою и рапс. Это объясняется тем, что из-за высоких цен на эти культуры за границей нашим трейдерам выгоднее экспортировать зерно. Доставив фуру рапса в польский или румынский порт, вырученный объем средств будет больше, чем, например, за тот же объем пшеницы, ячменя или кукурузы. Это играет очень существенную роль. Очень дорогая логистика, дефицит транспорта, очереди на выгрузку зерна. Доставка зерновых в польские или румынские порты сегодня обходится в 120-170 долларов за тонну. Это и есть ответ на вопрос, почему пшеница стоит так дешево. Доставка съедает 30-40% стоимости зерна. Для понимания – тарифы на перевозку грузов весом 20-25 тонн в сторону европейских портов составляют 60-80 грн за 1 км, внутри нашей страны – 40-55 грн. Поэтому тем, кто пытается самостоятельно экспортировать зерно, приходится брать цены в румынских портах и минусовать от них затраты на перевозку, оформление документов, считать риски простоя на границе и в портах. Так и получается конечная цена. Но, как бы там ни было, даже если брать во внимание дорогую доставку, пшеница внутри страны не может стоить 1,5-2 тыс. грн. 

“Будем держать зерно до последнего”

Из-за столь низких цен многие фермеры уже сейчас говорят, что будут держать зерно до последнего. 

"Хранить зерно благодаря оркам придется долго. По нашей задумке, зерновые нет смысла вывозить на экспорт. Максимум, что вы можете получить со всеми заморочками, простоями, таможнями – это 5 тыс. Подождем, может, что-то изменится. Потому что по рапсу, подсолнечнику, льну еще можно продавать и есть смысл оплачивать логистику. Подсолнечника тонна стоит 20 тыс., а машина стоит 100 евро – тонна, это минимум", – отмечают в компании AgroImport. Также решил поступить и фермер из Кировоградской области Виталий Столярец. "Планируем закладывать на хранение и надеемся, что ситуация изменится", – отмечает Столярец.

 Но так получится сделать далеко не всем. 

По словам Марчука, у многих предприятий закончились оборотные средства. "Поэтому я бы не сказал, что все смогут ждать. Сейчас много кто уже продает себе в убыток, чтобы иметь хоть какие-то средства для работы в полях. Сейчас уборочная кампания, а в конце августа стартует уже посевная кампания озимых. Аграрии вынуждены просто за бесценок отдавать урожаи. Да, те, у кого есть возможность хранить и кто имеет соответствующие системы, – возможно, придержат. Но на самом деле таких предприятий не так-то и много. Что касается хранения, тут также есть проблемы. Они связаны с тем, что значительное количество элеваторов находятся или на оккупированных территориях, или там, где идут боевые действия, многие из них уже физически уничтожены. 

Сейчас мы говорим о том, что нам нужно хранить новый урожай. А емкостей для хранения не хватает приблизительно для 15 млн тонн. Бизнес сегодня активно прорабатывает этот вопрос. Имеем некие договоренности с Минагрополитики в части привлечения третьих сторон. Европа, США готовы брать на себя некие обязательства по обеспечению альтернативными способами хранения. Мы говорим о полиэтиленовых мешках, рукавах, которые бы дали возможность хотя бы временно хранить зерно в таких условиях", – рассказывает Марчук.


Туманные перспективы на 2023 год 

Еще тревожнее ситуация выглядит с урожаем зерновых в Украине в 2023 году. Ведь решение о посеве озимых фермерам нужно принимать уже сейчас – покупать семена, запасаться дизтопливом. И есть все риски, что такие решения будут не в пользу выращивания зерновых, потому что цены не покрывают расходы. 

"Вся эта ситуация с ценами несет большие последствия. Ведь если не будет возобновлен экспорт, если не будет запущена возможность финансовой поддержки аграриев, а сектор сегодня нуждается в порядка 90 млрд грн для завершения уборочной кампании и вхождения в осеннюю посевную кампанию, если не будет найдены возможности поддержки, то часть товаропроизводителей просто физически прекратят свое существование. А большое количество полей не будет задействовано. А это миллионы гектаров земли, что приведет к социальному напряжению в сельской местности. Потому что это будет отражаться и на рабочих местах, и на оплате паев (7,5 млн собственников сдают паи в аренду)", – сказал нам Марчук. 

Отметим, что на время посевной правительство предусмотрело программу поддержки аграриев с помощью дешевых кредитов. Да, с ними тоже были проблемы. Но хоть какая-то поддержка была. 

"Сейчас фактически никаких программ нет. Разрабатываются программы в части поддержки садоводства и теплиц. Поэтому очень важно активизировать и другие направления. Это может быть кредитование по программе  "5-7-9", которая могла бы давать возможность фермерам кредитоваться. Но опять-таки, даже если будут кредиты, но будут закрыты порты, которые не дадут возможность продать это зерно, то станет другой вопрос – а чем эти кредиты отдавать. Поэтому все будет зависеть от экспорта – если заработает экспорт, то цена пойдет вверх. Сегодня цена на определенные категории даже ниже себестоимости, поэтому очень сложно говорить о тенденциях, которые бы влияли на цену. А сейчас на рынке предложение намного больше, чем спрос, который может его реализовать за счет экспорта", – резюмировал Марчук.

источник




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.