“Украина будет накормлена”
По прогнозам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2022 году из-за уменьшения площади посевов и снижения урожайности общие потери урожая озимых культур составят по меньшей мере 20%. Так, согласно данным экспертов Национального технического университета им. И. Сикорского, Института космических исследований НАН Украины, Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии (JRC) и Всемирного банка, фактическая площадь озимых посевов в этом году составляет 8,38 млн га, тогда как она могла составить 9,14 млн га.
Такое сокращение связано в основном с экономическими последствиями войны.
Но даже с учетом меньшего урожая, как говорит Vesti.ua замглавы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, Украина голодать точно не будет.
"Понятное дело, что если в 2021 году мы имели рекордные показатели, а по зерновым и масличным было собрано порядка 100 млн тонн, то сейчас из-за военных действий, потери частично оккупированных территорий и заминированных полей, мы не смогли сделать полноценную работу по яровым. Но результаты оказались даже лучше, чем мы ожидали, поэтому в целом прогноз по зерновым – в районе 65 млн тонн. Это хороший показатель, учитывая нынешнюю ситуацию. Также нужно учитывать, что мы имеем остатки в объеме порядка 20 млн тонн с прошлого сезона, которые не можем реализовать из-за блокады портов. То есть новый урожай дает весьма оптимистические надежды по поводу обеспечения продовольственной безопасности внутри страны. В рамках внутреннего потребления мы используем не больше 20 млн тонн по всем группам. То есть еще 40-45 млн тонн мы могли бы использовать для экспорта и зарабатывать средства. Поэтому ключевой вопрос сегодня – нарастить экспорт в контексте тех логистических маршрутов, которые есть: это ж/д, автомобильный и речной транспорт. И, конечно же, большие надежды аграрии возлагают на деблокаду портов", – говорит Марчук.
Эта уборочная кампания, как рассказывают фермеры также усложняется дорогим топливом и ограничениями, связанными с военным временем. Как отметил фермер из Кропивницкого Алексей Цокалов, топливо он покупал еще весной по 62 грн за литр.
"Купил 5 тыс. дизеля, чтобы обеспечить объем на поле. Пока хватает", – говорит фермер. Но в то же время, по его словам, фермеры могли бы работать еще усерднее, если бы не ограничения.
К слову, для того, чтобы работать ночью, аграриям необходимо обращаться в местные военные администрации, чтобы там уже на местах давали соответствующие разрешения. Это также существенно усложняет работу.
“Цены растут во всем мире, но не в Украине”
Хотя уборочная кампания только началась, фермеры уже беспокоятся о том, куда смогут продать собранный урожай. Из-за осложнившейся логистики и блокировки портов, цены на зерновые в Украине резко пошли вниз. Даже несмотря на то, что во всем мире растут. "Закрытые порты, которые делают невозможным экспорт и давят на цены внутри страны, – это большая проблема. Особенно удивляет цена озимого ячменя, который уже косят. Сегодня есть предложения по 1850 грн за тонну. Тогда как в прошлом году она стоила 8 тыс. грн. А если урожай 2 тонны с гектара, то это уже экономически невыгодно. Это убыток и банкротство. Цена на сельхозпродукцию ниже себестоимости сельхозпродукции", – говорит Цокалов. Цены на другие культуры также сильно отстают от мировых (см. инфографику).
По словам аграриев, проще всего найти сегодня сбыт на подсолнух, сою и рапс. Это объясняется тем, что из-за высоких цен на эти культуры за границей нашим трейдерам выгоднее экспортировать зерно. Доставив фуру рапса в польский или румынский порт, вырученный объем средств будет больше, чем, например, за тот же объем пшеницы, ячменя или кукурузы. Это играет очень существенную роль. Очень дорогая логистика, дефицит транспорта, очереди на выгрузку зерна. Доставка зерновых в польские или румынские порты сегодня обходится в 120-170 долларов за тонну. Это и есть ответ на вопрос, почему пшеница стоит так дешево. Доставка съедает 30-40% стоимости зерна. Для понимания – тарифы на перевозку грузов весом 20-25 тонн в сторону европейских портов составляют 60-80 грн за 1 км, внутри нашей страны – 40-55 грн. Поэтому тем, кто пытается самостоятельно экспортировать зерно, приходится брать цены в румынских портах и минусовать от них затраты на перевозку, оформление документов, считать риски простоя на границе и в портах. Так и получается конечная цена. Но, как бы там ни было, даже если брать во внимание дорогую доставку, пшеница внутри страны не может стоить 1,5-2 тыс. грн.
“Будем держать зерно до последнего”
Из-за столь низких цен многие фермеры уже сейчас говорят, что будут держать зерно до последнего.
Но так получится сделать далеко не всем.
По словам Марчука, у многих предприятий закончились оборотные средства. "Поэтому я бы не сказал, что все смогут ждать. Сейчас много кто уже продает себе в убыток, чтобы иметь хоть какие-то средства для работы в полях. Сейчас уборочная кампания, а в конце августа стартует уже посевная кампания озимых. Аграрии вынуждены просто за бесценок отдавать урожаи. Да, те, у кого есть возможность хранить и кто имеет соответствующие системы, – возможно, придержат. Но на самом деле таких предприятий не так-то и много. Что касается хранения, тут также есть проблемы. Они связаны с тем, что значительное количество элеваторов находятся или на оккупированных территориях, или там, где идут боевые действия, многие из них уже физически уничтожены.
Туманные перспективы на 2023 год
Еще тревожнее ситуация выглядит с урожаем зерновых в Украине в 2023 году. Ведь решение о посеве озимых фермерам нужно принимать уже сейчас – покупать семена, запасаться дизтопливом. И есть все риски, что такие решения будут не в пользу выращивания зерновых, потому что цены не покрывают расходы.
Отметим, что на время посевной правительство предусмотрело программу поддержки аграриев с помощью дешевых кредитов. Да, с ними тоже были проблемы. Но хоть какая-то поддержка была.