краина вынужденно сокращает морской экспорт зерна, который приносит $1 млрд в месяц. Аграрии рискуют потерять урожай, который еще не успели собрать. Как России удалось усложнить поставки украинского зерна.
Сотни вагонов с зерном застряли в очереди у портов Одессы. Некоторые не могут разгрузиться уже больше недели. Некуда. Крупнейшие портовые терминалы загружены на 72–98 %, по данным «Укрзализныци».
«Укрзализныця» рассматривает возможность запретить перевозку зерна в терминалы Одессы, говорит заместитель директора департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев. «Но пока ситуация управляемая», – говорит он.
Порты Одессы – главное направление экспорта украинского зерна с 1 августа, когда полноценно заработало «зерновое соглашение ». В сентябре морем было экспортировано 3,8 млн т зерна, или 55% всего экспортируемого зерна, свидетельствуют данные Мининфраструктуры.
Экспорт аграрной продукции в прошлом месяце принес $2 млрд, или половину всей экспортной выручки, свидетельствуют данные Минэкономики. Украина может недополучить половину этих средств, если одесские порты полностью остановятся.
Как Россия мешает экспортировать зерно
Торговые суда, перевозящие украинское зерно, вблизи Босфорского пролива проверяет инспекционная группа, в которую входят представители Украины, ООН, Турции и России.
Последние недели российские представители всячески затягивают проверки, говорит менеджер по развитию брокерской компании Maxigrain Елена Нероба. «Например, говорят, что документы оформлены некорректно и ставят суда повторно в очередь», – объясняет она. В октябре в среднем судно ожидает только проверки 15–16 суток, тогда как в первой половине сентября этот показатель был чуть больше двух суток, пишет Андрей Клименко, руководитель Мониторинговой группы по санкциям и свободе судоходства.
Как результат – суда стоят в очереди до трех недель, чтобы пройти Босфорский пролив, говорит Нероба. На больших судах стоимость простоя может достигать $40 000 в день, говорит она.
На 25 октября очередь из судов возле Босфора только в сторону украинских портов составляла 175 единиц, по данным Центра транспортных стратегий.
Из-за трудностей с прохождением залива уменьшается количество заявок на вывоз зерна из портов Одессы. Трейдеры также боятся, что «зерновое соглашение» не будет продлено в середине ноября, и не хотят застрять в украинских портах, как это было в начале войны, говорит Нероба из Maxigrain.
Поэтому из одесских портов выходит все меньше судов. С 1 по 7 октября вышли 46 судов, с 15 по 21 октября – 36, а за неполную неделю с 22 по 25 октября – 20, по подсчетам Неробы. С 26 октября вообще ни один корабль не вышел из портов, добавляет она.
Торговых судов не хватает, чтобы вывезти все зерно из портов, как следствие – аграрии не могут отгрузить свою продукцию.
Больше всего пострадают производители кукурузы, если ситуация не разрешится, говорит советник председателя правления УЗ Александра Камышина, член логистического комитета ЕБА Юрий Щуклин. «Они еще не успели собрать урожай и вынуждены будут оставить кукурузу на зимовку на полях, – добавляет он. – Есть риск, что она испортится из-за перепадов температур».