Інформація до новини
2-11-2022, 18:00

Ще одна залежність Німеччини. Навіщо Шольц поглиблює економічні звʼязки з Китаєм. Розповідає Financial Times

Категорія: Новини / Аналітика

У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 

Война в Украине открыла зависимость Германии от России. Но, похоже, не только от нее. Китай уже 10 лет является одним из самых больших рынков для немецкой химической, автомобильной и машиностроительной отраслей.

Недавно Олаф Шольц оказал услугу Китаю: протянул через немецкое правительство соглашение о покупке 25-процентной доли в гамбургском морском терминале китайской компанией Cosco. Но не все в немецком правительстве рады такому соглашению.

Госсекретарь Сюзанне Бауманн написала гневное письмо о том, что такое соглашение «слишком усиливает стратегическое влияние Китая на немецкую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также увеличивает зависимость Германии от Китая».

Дело из Cosco разочаровало тех, кто надеялся, что Шольц займет другую позицию по отношению к Пекину и решительно положит конец меркантилизму времен Ангелы Меркель. Особенно такое положение дел не устраивает Партию зеленых, входящую в провластную коалицию вместе с партией социал-демократов Шольца и либералами.

«Опыт Германии с Россией свидетельствует, что мы больше не можем себе позволить критическую зависимость от какой-либо страны, не разделяющей наши ценности, – сказала министр иностранных дел Анналена Бербок, член Партии зеленых. – Полная экономическая зависимость оставляет нас уязвимыми к политическому шантажу».

 

Несмотря на предупреждения коллег, Олаф Шольц продолжает говорить о негативных последствиях «развода» с Китаем. Фото Getty Images

Именно зеленые стали инициаторами пересмотра отношений Германии с Китаем, и в следующем году должна быть представлена «Китайская стратегия», которая станет началом новых взаимоотношений с Поднебесной на основе более реалистичных условий.

Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что Германия должна «усвоить урок» по ситуации с Россией и ее войне в Украине. «Этот урок состоит в том, что с любой зависимостью нужно покончить. Это особенно касается Китая», – подчеркнул Штайнмайер.

Соглашение с Cosco продемонстрировало глубокие разногласия в правительстве, ведь несмотря на предупреждения коллег Шольц продолжает говорить о негативных последствиях «развода» с Китаем.

«Разрыв связей – это неправильный ответ», – сказал канцлер на бизнес-конференции в прошлом месяце.

«Не складывай все яйца в одну корзину»

Шольц, который ранее был городским главой Гамбурга, долгое время был убежден, что у Германии нет другого выхода, кроме как торговать с такими странами, как Китай. «Танцевать нужно с теми, кто в комнате, это касается политики так же, как и сельской дискотеки», – сказал он в 2018-м.

В то же время основы управления рисками говорят о том, что компаниям необходима диверсификация. «Это основной урок, который преподают на третьем семестре в бизнес-школе: не складывай все яйца в одну корзину, – сказал он в августе. – Это касается как импорта и цепей поставок, так и экспорта».

С последним его утверждением согласны и другие ведущие деятели немецкого правительства, а вот некоторые немецкие бизнесмены, похоже, услышали только мнение канцлера о необратимости тесных связей с Китаем.

Например, BASF в июле объявила об окончательном одобрении плана строительства огромного завода на юге Китая, который обойдется в €10 млрд. Кроме того, BASF планирует снизить присутствие в Европе, ведь, говорят в компании, рост цен на энергоресурсы делает бизнес неконкурентоспособным.

Гендиректор BASF Мартин Брудермюллер защищает свой подход и инвестиции в Китай: «Думаю, нам крайне необходимо прекратить притеснять Китай и более критично посмотреть на себя».

Открытие китайского рынка способствовало головокружительному подъему германской экономики в последние 10 лет. Фото источник Financial Times

Эксперты говорят, что у BASF нет другого выхода, кроме как сосредоточиться на Китае. «У Китая 60% химических компаний и талантов мира, а также 40% ресурсов, – сказал советник китайского правительства Ван Ивэй. – Если не в Китай, то куда им инвестировать?».

И BASF такая не одна. Aldi, немецкий дискаунтер, планирует открыть сотни новых магазинов в Китае. Поставщик автозапчастей Hella вдвое увеличивает мощность своего завода в Шанхае, а Siemens на прошлой неделе сообщила о большом расширении подразделения «цифровых индустрий» в Китае.

Контрмеры правительства

Исследование «Движение на полной скорости в ложном направлении» от Немецкого экономического института показало, что немецкий бизнес лишь в первой половине этого года инвестировал в Китай рекордные €10 млрд.

Такая статистика не понравилась министрам, и они решили принять меры. Обычно правительство гарантирует компаниям, вкладывающим деньги в молодые экономики, защиту инвестиций от политических рисков.

Но в мае министерство экономики отказалось продлить гарантии инвестиций Volkswagen в Китай, сославшись на репрессии уйгуров на западе Китая. В настоящее время министерство работает над ограничением таких гарантий на инвестиции в Китай.

Но многие в Берлине считают, что такие меры вряд ли на что-нибудь повлияют. Уже есть доказательства того, что компании готовы и дальше инвестировать в Китай даже без гарантий. Некоторые члены правительства признают, что они почти не влияют на принятие решений в корпорациях.

Эра Ангелы Меркель

Годами Германия больше всего выигрывала от открытия Китая. Аппетиты китайцев к немецким инструментам, холодильникам и автомобилям, похоже, безграничны, а импорт на китайские рынки способствовал сногсшибательному подъему немецкой экономики в последние 10 лет.

В 2021 году Китай шестой год подряд стал крупнейшим торговым партнером Германии – в том году именно ему продали 9,5% всех экспортируемых товаров.

Ангела Меркель за 16 лет своего правления 12 раз была в Китае, часто в сопровождении огромных деловых делегаций. Иногда она критиковала нарушение прав человека Пекином, но экономические связи всегда были на первом месте.

 

Ангела Меркель и Си Цзиньпин Фото Getty Images

Когда Китай разрешил иностранным автобрендам зайти на свой рынок за счет совместных проектов с государственными производителями, такие компании, как VW, быстро воспользовались этим. В результате немецкий след на китайском рынке продолжил расти.

Volkswagen продает 20% своих машин в Китае, а 13% доходов Siemens и 15% доходов BASF приходятся на Китай. Недавнее исследование аналитического центра Ifo показало, что 46% промышленных компаний возлагаются на непосредственные инвестиции от Китая.

В середине 2010-х Китай объявил о планах увеличить внутренние инновации и снизить зависимость от иностранных технологий. После этого немецкая промышленная ассоциация VDMA начала сообщать о проблемах, которые такая политика вызвала для их компаний:

  • китайские конкуренты начали получать льготы, что ставило иностранные компании в невыгодное положение;
  • рост случаев воровства интеллектуальной собственности.

Ходят разговоры о том, что некоторые все же рассуждают о том, чтобы поискать и другие рынки. Йорг Вуттке, президент торговой палаты ЕС в Китае, сказал, что в то время как крупные компании остаются на месте, «другие сегменты, преимущественно малые и средние фирмы, ставят китайские операции на автопилот и ищут альтернативы где-либо в мире».

«Бизнес не может ждать, пока Китай разберется со своей стратегией выхода из пандемии», – добавил он.

Согласно недавнему опросу Ifo, почти половина немецких производителей, которые во многом полагаются на импорт из Китая, планируют это изменить. В ответ на вопрос «почему» 79% сослались на «диверсификацию цепей поставок и избегание зависимостей».

Немецкие компании, тесно связанные с Китаем, уже имеют проблемы с бизнесом. «Уже появляются малые и средние немецкие компании, которые сообщают о том, что их не допускают к международным тендерам, если они говорят, что определенные детали или запчасти поставляются только из Китая или их заводов в Китае», – рассказал Мартин Ванслебен, глава Ассоциации немецких торговой и промышленной палат

 

В настоящее время Volkswagen продает 20% своих машин в Китае. Фото Getty Images

Кроме того, американские компании, составляющие кредитные рейтинги компаний, начинают учитывать и геополитические риски, поэтому без диверсификации европейским компаниям, которые очень полагаются на Китай, может быть сложно получить рефинансирование.

Гамбургский терминал

Предварительное соглашение о покупке доли в гамбургском терминале на китайском Cosco было заключено в прошлом году. Согласно ему, Cosco Shipping Ports должна получить 35% контейнерного терминала за €65 млн от логистической компании HHLA. До подписания соглашения его должно одобрить правительство, но шесть министерств были против соглашения из-за опасности влияния Китая на критическую инфраструктуру Германии.

Шольц настоял на компромиссе: китайская компания покупает лишь 24,9% терминала, и у нее не будет права вето в стратегических решениях о бизнесе и сотрудниках. Большинство министерств в конце прошлого месяца неохотно согласились на компромисс, но не МИД во главе с Бербок, который продолжил сопротивляться соглашению с Cosco.

Эксперт исследовательской фирмы Rhodium Group Ной Баркин говорит, что продвижением соглашения с Cosco Шольц облегчает жизнь Китаю. «Китаю нужна Германия, особенно сейчас, когда американо-китайское соперничество набирает обороты, – говорит он. – Поэтому у Шольца есть рычаг влияния. Но соглашение дает сигнал о том, что этот рычаг влияния он отдает другой стороне».

Впрочем, похоже, что Шольц не захотел, чтобы срыв соглашения затмил его визит в Пекин в эту пятницу, ведь он имеет огромное символическое значение для Китая и Германии. Кроме того, он станет первым из лидеров G7, который лично встретится с президентом Си от начала пандемии.

источник




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.