Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом бюджет-2023.
Главную смету страны принимали в турборежиме. Только на днях доработанный ко второму чтению вариант бюджета поступил из Кабмина.
Отметим, что ни "Европейская солидарность", ни "Батькивщина" не дали за проект бюджета ни одного голоса, но и без них документ прошел: "за" проголосовали 295 депутатов.
Как и прогнозировалось, ко второму чтению в бюджет внесли немало поправок. В частности, выделили средства на Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии и Государственный фонд регионального развития (изначально в проекте их вообще не было). Появление этих расходных статей не стало сюрпризом. Фактически речь идет об аналогах "соцэкономразвития" — статьи, которую ранее называли "депутатскими хотелками" (так как средства выделяются на округа), за счет которой уже много лет подряд в сессионном зале собирают голоса за бюджет.
Пересмотрели также ряд других показателей. В частности, снизили прогнозы по росту ВВП с 4,5% до 3,6%. Также уменьшен показатель инфляции - с 30% до 28%.
Ко второму чтению перекроили и статью расходов: в итоге она выросла на 66,8 млрд гривен.
При этом увеличили расходы на строительство дорог (тема, вокруг которой даже во время войны идут коррупционные скандалы), а также, почти 2 млрд гривен - на единый телемарафон.
При этом минимальная зарплата, зарплаты бюджетникам и прочие соцвыплаты (кроме пенсий, которые обещают индексировать в марте) на следующий год заморожены.
В целом, итоговый бюджет-2023 остается "военным": почти половина бюджета (а это свыше 1,1 триллиона гривен) пойдет на безопасность и оборону.
Еще одна особенность нынешнего бюджета - огромный дефицит.
"Будем покрывать его за счет помощи партнеров. Нам нужно привлечь 38 млрд долларов. Получим их от ЕС, США, МВФ и других доноров", — отметил премьер-министр Денис Шмыгаль, презентуя обновленный вариант проекта бюджета.
При этом на активизацию экономики в правительстве особо не рассчитывают — в итоговой версии главной сметы страны увеличили цифру поступлений импортного НДС и снизили - внутреннего, а также сократили поступления от ренты на добычу газа.
Что написано в бюджете-2023 и как Украина будет по нему жить в следующем году, разбиралась "Страна".
С экономикой хуже, с долларом лучше
Бюджетный забег в этом году оказался короче обычного. Процесс рассмотрения проекта главной сметы страны стартовал в сентябре, а 3 ноября Рада уже приняла финальную версию. Часть корректив Кабмин внес после октябрьских консультаций с МВФ, о чем сообщил председатель парламента Руслан Стефанчук.
Но учли и несколько депутатских поправок. К ним вернемся чуть позже.
Что изменилось в финальном варианте бюджета?
Во-первых, прогнозы насчет развития экономики стали более осторожными по сравнению с первоначальной версией бюджета.
Если ранее был заложен рост ВВП на 4,6%, то в итоговом варианте — на 3,2%, а это на 120 млрд гривен меньше (всего — 6279 млрд).
"В стране война, причем уже после сентября (когда бюджет принимали в первом чтении - Ред.) пошла эскалация, враг стал бить по нашей энергосистеме, что усложняет работу бизнеса", — говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
"Предприятия очень сильно страдают от перебоев с электроэнергией, и непонятно, как с этим будет дальше, а если пойдет импортное электричество, сможет ли бизнес за него платить. Поэтому стоит ожидать сокращения производства, которое будет замещаться импортом, и роста числа убыточных предприятий", — говорит руководитель аналитического отдела Международной академии биржевой торговли Андрей Шевчишин.
Отметим, что прогноз по росту ВВП на самом деле абсолютно виртуальный, так как бюджетное планирование исходит из того, что война закончится в середине 2023 года. Если же она продлится до конца года, то понятно, что вряд ли в стране вообще будет экономический рост. А значит, и все расчеты бюджета придется пересматривать.
Во-вторых, улучшились ожидания по курсу доллара. Если изначально закладывали курс доллара на конец 2023 года в 50 гривен, то теперь — 45,8 гривен. Как отмечается в пояснительной записке, курс снизили из-за "более оптимистических ожиданий по финансовой поддержке со стороны международных партнеров". При это среднегодовой курс составит 42,2 гривни за доллар.
"Я так понимаю, на начало года хотят подогнать курс к 40 гривнам", — говорит Пендзин.
В-третьих, уменьшился показатель инфляции: с 30% до 28%.
"Тут никакого чуда нет, официальную инфляцию просто подогнали к другим параметрам бюджета", — прокомментировал Пендзин.
Не факт, что реальные цифры роста цен будут соответствовать этому показателю. По крайне мере, прогнозы по ценникам на еду и товары первой необходимости уже сейчас более пессимистические: эксперты озвучивают цифру в 30-35%.
"Инфляция, которую чувствуют граждане, отличается от официальных показателей. Так как структура потребления с началом войны изменилась, то основная привязка сейчас идет к потребительской корзине, а средний чек на еду уже вырос почти вдвое, и еще будет расти", — добавил Шевчишин.
В-четвертых, на 50 млрд увеличили доходную часть бюджета: с 1279 млрд до 1329 млрд.
В-пятых, на 66,8 млрд выросла расходная часть: с 2513 млрд до 2580 млрд гривен.
При этом основная направленность бюджета осталась неизменной: более 40% уйдет на армию и силовой блок.
Практически все социальные показатели не изменились по сравнению не только с первоначальным вариантом бюджета, но и с показателями этого года. Так, минимальная зарплата, как и в нынешнем году, составит 6700, а прожиточный минимум — 2589 гривен.
Осталась неизменной также главная социальная "новация" этого года — отсутствие отдельной статьи по субсидиям. Предполагается, что будут общие расходы на социальную поддержку малоимущих граждан, в рамках которых станут выдавать и деньги на покрытие затрат на коммуналку.
"Социалка уходит в общий котел - будет адресная помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, без дублирования выплат (скажем, на детей, субсидии и пр.)", - пояснил Пендзин.
Рассмотрим более конкретно, как переписали бюджет по доходам и расходам.
Меньше налогов от бизнеса, больше - с людей
Доходную часть бюджета увеличили на 50 млрд - до более чем 1,3 трлн гривен.
За счет чего планируется получить "лишние" деньги? Источников несколько.
Первый — прибыль от Нацбанка. Если ранее ожидалось 19,3 млрд, то теперь — 71 млрд. Часть пойдет на Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии (который увеличили на 16,1 млрд - до 36,5 млрд).
"Это (дивиденды от Нацбанка - Ред.) эмиссионные деньги. А все для того, чтобы иметь огромный ресурс - 35 млрд на Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии (распределение по округам, а это означает возврат системы "благодарности" депутатам)", - написала в своем Телеграм нардеп и глава налогового комитета Рады предыдущего созыва Нина Южанина.
Второй — увеличение импортного НДС на 27,1 млрд гривен. При этом ожидаемые поступления от внутреннего НДС (с произведенных в стране товаров), наоборот, снизили на 6 млрд.
"Сместили полностью акцент на импорт, это означает снижение возможностей производства собственных товаров", — прокомментировала Южанина.
Отметим, что в финальном варианте бюджета уменьшена также сумма поступлений от налога на прибыль предприятий, причем сразу на 21,3 млрд гривен (ранее хотели получить 132 млрд). То есть ожидается, что станет меньше компаний, которые по итогу года окажутся в плюсе и которым будет из чего платить налог.
Эти корректировки в целом укладываются в более пессимистичные прогнозы насчет роста экономики, которые и заставили правительство уменьшить цифру роста ВВП с 4,6% до 3,2%, говорит Пендзин.
Ренту на добычу газа уменьшили на 23,5 млрд. Причина - снижение ставок, на которое власти пошли под давлением газового лобби (ранее ренту привязывали к цене на газ на европейских хабах, но после того как котировки там начали стремительно расти, от этой формулы решили отказаться, и теперь привязка идет к цене на внутреннем рынке).
Третий источник увеличения бюджетных доходов — налог на доходы физлиц. По сравнению с первоначальной версией бюджета он вырос на 14,8 млрд гривен.
В теории, возможности для такого роста дает или увеличение зарплат (а значит, и отчислений с них), или рост занятости (то есть увеличение числа плательщиков), или детенизация рынка труда. В бюджете на следующий год заложена средняя зарплата в размере 18 508 гривен. Какой этот показатель по состоянию на сейчас, точных данных нет: Госстат прекратил его публикацию в войну. Но по итогам второго квартала цифру давал Пенсионный фонд — около 14 тысяч гривен. То есть средняя зарплата должна вырасти на 4,5 тысяч гривен. При этом минималка не меняется.
"Рост средней зарплаты увязывается с прогнозами по инфляции. И уже от увеличенного показателя средней зарплаты посчитали поступления от НДФЛ", - отметил Пендзин.
Но насчет роста зарплат у экспертов есть большие сомнения: сможет ли бизнес платить больше? Относительно увеличения количества занятых и создания новых рабочих мест тоже особого оптимизма в профильных кругах нет. Что касается детенизации, то, скорее всего, власти будут активно пробивать это направление, пытаясь вытянуть на свет зарплаты в конвертах. Насколько удачной окажется эта попытка, и не испортит ли в итоге рост показатели борьбы с тенью закрытие предприятий и их массовый переход в серую зону (а о таком процессе на рынке уже говорят; тенденцию ухода в тень подтвердил нам налоговый адвокат Андрея Тамошюнас, отмечая, что таким образом бизнес реагирует на массовую блокировку налоговых накладных) - вопрос пока открытый.
"Плюс непонятно, что будет с миграционными процессами. К зиме ожидается отток украинцев в Европу. Будут ли люди активно возвращаться в страну в следующем году и найдется ли тут для них работа - неизвестно", - говорит Шевчишин.
Четвертый источник — рост поступлений от акциза на топливо на 7 млрд гривен.
Пятый — гранты (плюс 400 млн гривен).
"Большая стройка" и телемарафон
Расходная часть бюджета выросла на 66,8 млрд и составит около 2,6 триллионов гривен (то есть расходов будет вдвое больше, чем доходов). Из этой суммы на безопасность и оборону пойдет 1,14 трлн (цифра не изменилась по сравнению с первоначальной версией бюджета). Если бы бюджет был бездефицитным, то страна работала бы практически только на военный блок, запланированные расходы лишь немного превышают доходную часть.
Куда пойдут почти 67 "лишних" миллиардов?
На 38,9 млрд увеличено финансирование пенсий. Это значит, что точно будет мартовская индексация пенсий.
"Мы увеличили расходы Пенсионного фонда, чтобы полностью обеспечить индексацию пенсий в следующем году", — подтвердили в Минфине.
Всего по линии Минсоцполитики заложено финансирование в 445,2 млрд гривен. Прибавка пойдет только на пенсии, остальные статьи не меняли.
Увеличены расходы на образование - всего на 555 млн гривен, из них на ВНО на 216 млн.
Больше потратят также на медицину (изначально в проекте бюджета по этой статье расходы срезали, в том числе по программе медгарантий, которую и до этого эксперты называли недофинансированной). По линии Минздрава прибавили 442 млрд гривен. Но эти деньги целевые. Они пойдут исключительно на новую программу "Восстановление и развитие стойкости национальной модели медицинской отрасли Украины". Последняя предусматривает восстановление поврежденных больниц, ее профинансируют за счет гранта Мирового банка (он учтен в доходной части бюджета).
2 млрд гривен из бюджета потратят на Государственный фонд регионального развития (в первом варианте бюджета этой статьи не было). Это в несколько раз меньше, чем выделяли на ГФРР ранее, в частности, в прошлом году. По этой программе, напомним, финансировалось строительство разных объектов (стадионов, детсадов и др.) в регионах. Но хотя проекты и отбирали на конкурсе, ГФРР называли кормушкой мажоритарщиков, как и фонд соцэкономразвития.
При этом ровно на 2 млрд гривен урезали резервный фонд. Очевидно, это и есть источник средств для ГФРР, отметила Южанина.
Министерство регионального развития (в рамках которого работает ГФРР) за счет этого фонда получит на 25% больше денег, чем планировалось.
Рекордное для военного времени финансирование уйдет на дороги — 75 млрд гривен. Причем ко второму чтению расходы на эту часть увеличили еще на 6,7 млрд (12%). Большая часть дорожного бюджета — 56,5 млрд — пойдет на новые работы, 18,5 млрд - на погашение долгов по уже выполненным проектам. На 2,5 млрд вырастет дорожная субвенция местным бюджетам. То есть "Большой стройке" в 2023 году быть.
В бюджете-2023 появился Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии с финансированием в 35,5 млрд (в итоговой версии добавили 16,1 млрд). Источник наполнения - дивиденды от НБУ.
"Ни одной копейки от конфискованного имущества и средств от собственности РФ и ее резидентов не запланировано", — прокомментировала Южанина решение (ранее ожидалось, что на программу восстановления Украины будут работать именно российские деньги).
На что еще потратят больше денег:
- на обеспечение судопроизводства (Государственной судебной администрации) расходы увеличили на 1,1 млрд (850 млн гривен - на зарплаты) — до 17,3 млрд;
- на Верховный суд - плюс 245,4 млн, или 14%, по сравнению с проектом бюджета после первого чтения (227,2 млн - зарплатный фонд);
- на Фонд президента Украины по поддержке образования, науки и спорта - плюс 20 млн;
- на производство и трансляцию телерадиопрограмм для государственных потребностей - плюс 1,4 млрд.
Касательно последнего пункта напомним: попытки добавить деньги "на телемарафон" ранее пресекли в Раде. Изначально на эти цели планировалось дать всего 535 млн, теперь же — 1,94 млрд. За счет этого расходы на Минкультуры вырастут на 22%, до 9,2 млрд гривен.
На финансирования политических партий (его получают партии, прошедшие в парламент) выделили 519,4 млн. Это тоже больше, чем планировалось изначально (после первого чтения — 336 млн). Отметим, что самую большую долю средств получит партия "Слуга народа" как победитель на последних выборах.
Что получат на местах
Как рассказал нам исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, для местных общин в бюджете-2023 заложено несколько положительных норм.
"Как мы и просили, оставили 64% НДФЛ и НДФЛ военнослужащих на местах. Ранее эту норму хотели отменить, что сильно ударило бы по местным бюджетам", — говорит он.
Но есть и несколько негативных моментов.
"Во-первых, урезали образовательную субвенцию - минус 30%, или около 20 млрд гривен. Причем эту субвенцию будет распределять Минобразования, хотя ранее прямо в бюджете для каждой общины прописывалась отдельная строка с цифрой финансирования. Надеюсь, профильное министерство будет распределять деньги объективно, но в целом это нарушает принципы децентрализации. Во-вторых, заберут в госбюджет остатки образовательной субвенции за этот год (на сентябрь было 9 млрд). Эти остатки сформировались во многом за счет того, что оккупированные города и общины не могли их тратить, а сейчас, после освобождения, есть потребность в средствах. На остатки субвенции за 2022 год на местах были большие планы: за их счет хотели обустраивать бомбоубежища, перестраховаться на случай дефицита средств на зарплаты учителям. В-третьих, мы просили учитывать фактор внутренне перемещенных лиц при распределении трансфертов на места, а этого не учли", — говорит Слобожан.
Интересный момент: во время голосования в сессионном зале подали поправку в Бюджетный кодекс авторства Елены Шуляк и Леси Забуранной о том, что местным общинам запрещено помогать друг другу. Но депутаты ее провалили.
"По этой поправке интересная предыстория. В Киеве решили помочь пострадавшим Буче, Ирпеню, Гостомелю. Местный горсовет проголосовал за выделение на эти цели 200 млн. Тогда же Кабмин принял постановление о том, что такая помощь должна согласовываться с Минфином. Но к законности этого документа сразу же возникли вопросы, так как он противоречит законодательству по местному самоуправлению. Поэтому эту норму хотели легализировать через Бюджетный кодекс. Тем более что поддержка между общинами нарастает: ее выделяют и западные области. С чем связан такой демарш со стороны "Слуги народа", непонятно. Есть подозрения, что таким образом хотят помешать наиболее активным мэрам, которые сейчас поддерживают общины, зарабатывать баллы, пиариться в том числе перед европейскими партнерами, мнение которых о нашем местном самоуправлении заметно улучшилось. Все это происходит на фоне невыполненных обещаний со стороны государства, в частности, о компенсациях собственникам разрушенного жилья", — рассказал нам представитель органов местного самоуправления.
"Все зависит от помощи"
За счет того, что расходная часть выросла больше, чем доходная, изменился показатель дефицита бюджета. Он и ранее был огромен - 20% ВВП. Теперь же стал еще больше - 20,6% ВВП. По итогам следующего года госдолг составит 102% ВВП.
"Фактически покрывать расходную часть будем за счет внешних займов и помощи международных партнеров. Тут есть риски: если финансирование не будет стабильным или же окажется меньшим, чем необходимо (а такие прецеденты по месяцам в этом году уже были- Ред.), то есть опасность срыва графика финансирования по ряду статей", — отметил Пендзин.
По словам Шевчишина, за счет сокращения внутреннего производства и экспорта и роста на этом фоне импорта будет расти минус торгового баланса.
"Пока в страну стабильно идет международная помощь, это, возможно, не так страшно. Но если будут перебои, то есть угроза повышенной нагрузки на золотовалютные резервы и рост курса доллара", — говорит эксперт.
При этом, скорее всего, в утвержденный вариант бюджета будут вносить изменения уже в течение года, как это происходит в 2022 году. Но, что важно, прошла поправка в Бюджетный кодекс, согласно которой в условиях военного положения все изменения в бюджет должны принимать исключительно через голосование в Раде, то есть Кабмин самостоятельно не сможет перераспределять средства между разными программами.