Перед самым Новым годом Кабинет министров Украины принял постановление "Об утверждении Порядка организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов". Документ вносит некоторые существенные изменения в порядок воинского учёта в стране, легализуя практики, которые были выработаны территориальными центрами комплектования (бывшими военкоматами) в ходе проведения всеобщей мобилизации. Проанализируем главные из них.
- Сверка данных военнообязанных теперь может проводиться путем обхода дворов (а теоретически - в любом месте на улице). На это уполномочили местные власти. Документальное закрепление данной нормы вызвано тем, что подавляющее большинство военнообязанных игнорировали требование об обязательном извещении военкоматов о смене места жительства, семейного положения, рождении детей и т. п.
Фактически до 24 февраля прошлого года украинские мужчины ходили в военкомат для уточнения данных только в тех случаях, когда без этого нельзя было осуществить ту или иную административную процедуру (например, выписаться из одной квартиры и прописаться в другой). Во всех остальных случаях требование уведомления военкоматов об изменении данных попросту игнорировалось. В результате к началу войны и всеобщей мобилизации Украина получила ситуацию, при которой быстро мобилизовать необходимое количество лиц определённых военно-учётных специальностей было крайне сложно, так как для начала их нужно было попросту найти, чтобы вручить повестки. - Подавать сведения об уточнении военно-учётных данных можно будет через приложение "Дія". Правда, порядок такой подачи и соответствующий сервис пока не разработаны. Это нововведение призвано решить ту же проблему, что и подворовой обход со сверкой данных. Картотеки украинских военкоматов представляют собой скопище бумажных, неоцифрованных (или оцифрованных лишь частично) личных дел. Уже одно это создаёт массу проблем при учёте.
Вдобавок, как было сказано выше, военнообязанные не информируют военкоматы об изменении учётных данных. Всё это в итоге выливается в практику массовой раздачи повесток на улицах, которая вызывает недовольство у граждан и приводит к формированию сообществ, помогающих уклониться от получения повестки (во многих крупных городах уже есть группы в соцсетях с оповещениями о том, где раздают повестки).
Власти надеются, что возможность уточнить учётные данные через "Дію" поможет решить эту проблему. Хотя здесь есть и обратная сторона. Если сейчас стало законным уточнять данные через мобильное приложение, через некоторое время посредством этого же приложения могут начать рассылать повестки. И в таком случае доказать её неполучение в суде потенциальному призывнику будет куда сложнее, а значит, санкция за неявку может быть гораздо строже. - Руководители предприятий должны оповещать сотрудников о призыве, доводить им приказ об этом под подпись и в случае необходимости вручать повестки для явки в военкомат. Фактически предприятия любых форм собственности теперь делаются ответственными за призыв своих официально-оформленных сотрудников в ряды ВСУ.
Это - серьёзное нововведение. И если на государственных предприятиях представить себе его реализацию не так уж сложно, то частный бизнес наверняка будет стараться уйти в тень, уволив сотрудников и продолжив платить им зарплату неофициально. Причина проста - предприятия не заинтересованы в том, чтобы терять работников. А в ситуации, когда перед ними поставят выбор: либо самим раздавать повестки своим сотрудникам, либо отвечать по закону за невыполнение этого требования, многие предпочтут просто уйти в тень. Это обстоятельство наверняка окажет отрицательное влияние на экономику страны, положение которой и без того остаётся незавидным. - Центры занятости теперь обязаны подавать информацию о безработных военнообязанных в военкоматы. Ранее такого не было, но эта мера была ожидаема. Многие также пишут о том, что принимать на работу или учебу военнообязанного смогут только после предъявления им военного билета либо же постановки на воинский учет, и подают это как "сенсацию". Однако на самом деле этот пункт и ранее был обязательным при любом официальном трудоустройстве.
- Дипломатические ведомства будут вести воинский учет среди граждан Украины, которые находятся за границей и способствовать их возвращению в страну во время мобилизации, военного положения или в особый период. Этот пункт, пожалуй, наиболее интересен. Каких бы то ни было реальных рычагов воздействия на граждан, проживающих за рубежом, украинские посольства и консульства не имеют. Они не могут угрожать депортацией или требовать высылки какого-либо гражданина из страны на основании того, что в Украине идёт мобилизация.
Следовательно, всё содействие в возврате военнообязанных из-за границы для службы в ВСУ будет носить преимущественно характер агитации. Примерно этим занимались украинские посольства на начальном этапе войны, рекламируя среди иностранных граждан службу в Украинском иностранном легионе. Практических последствий для украинских эмигрантов, которые не планируют возвращаться на родину для службы в армии это нововведение, скорее всего, не принесёт.
В сухом остатке, имеем расширение перечня одобренных на уровне Кабмина практик ведения воинского учёта. Если раньше он вёлся фактически только в стенах военкоматов, то теперь будет вестись во дворах, на улицах, на предприятиях, в центрах занятости, посольствах и даже в виртуальном пространстве.