Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.
«Российский автогаз повсюду. Смешивают все страны-поставщики: Румыния, Польша, Болгария, Литва», – говорит основательница компании-импортера сжиженного газа «Омния трейд» Юлия Андреева.
По оценкам «Консалтинговой группы А-95», последние месяцы около 30% всего импортируемого Украиной автогаза имело российское происхождение. Коллеги из компании «НефтеРынок» оценивают долю скромнее – в 20%. Но даже 20% – это около $8 млн.
Как это возможно при запрете на импорт товаров из России?
До вторжения Россия была самым крупным поставщиком сжиженного газа в Украину. В 2021-м общий импорт автогаза составил 1,5 млн т, треть шла напрямую из России. В белорусских и казахстанских поставках тоже была немалая доля российского топлива (обе страны занимали по 15%). В Украине производилось только 21% автогаза, по данным «Консалтинговой группы А-95».
После вторжения эти три самых больших канала недоступны, импортерам пришлось быстро перестроить логистические цепи. Они справились – в прошлом году украинцы потребили 1,1 млн т автогаза, из которых завезли 837 900 т. Около 64% импортировали из Польши, еще по 10% – из Литвы и Румынии, говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.
Крупнейшие импортеры, по данным соучредителя «Консалтинговой группы А-95» Артема Куюна – БРСМ, ОККО, «Авантаж», «Захидэкотоп», «Надежда».
Большинство стран поставляет в Украину гораздо больше газа, чем ее производственные возможности. Последние месяцы Литва и Латвия экспортируют в Украину около 8000 т. Единственный производитель сжиженного газа в странах Балтии – литовский Мажейкяйский НПЗ польской группы Orlen, который может экспортировать до 3000 т, говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко.
Откуда дополнительные объемы?
Российско-европейский микс автогаза
В 2021-м крупнейшим источником сжиженного газа для Литвы была Латвия – 77,6%, а в Латвию газ попадал преимущественно из России – 88%, по данным Евростата. За девять месяцев 2022 года Латвия также закупила у России почти 90% автогаза.
В Литве, Польше, Румынии российский автогаз на газонакопительных станциях смешивается с американским или норвежским, объясняет Андреева из «Омния трейд». Если газ по крайней мере на 51% состоит из производимого в ЕС, он получает европейский сертификат происхождения. «Смесь газа из России и скандинавских стран вполне легально получает сертификат происхождения ЕС и идет на экспорт, в том числе и в Украину», – признает Сиренко.
При этом украинское законодательство не запрещает завозить автогаз без сертификата происхождения, то есть горючее, которое на 100% может быть российским, добавляет Куюн. По данным его компании, 56% ресурса из Литвы и Латвии уходит в Украину без сертификата происхождения, из других стран – 27%.
«Стараемся покупать газ с сертификатом Orlen, однако мы никогда не знаем, нет ли там российского газа, – признает Андреева из «Омния трейд». – Точно так же с российскими бензином и дизелем».
А что с российским бензином и дизелем?
Нефть российского происхождения начали смешивать с ресурсом других источников еще в апреле, писало издание The Wall Street Journal. В июне–июле в британские порты прибыло нефти из РФ на £80 млн, писало The Times.
Проблема сокрытия российского дизеля и бензина впереди, ведь эмбарго на импорт российских нефтепродуктов вступит в силу с 5 февраля, пишет Reuters. Предполагают, что для изменения источника происхождения ресурс будут сначала везти в другие страны, в частности Индию.
Что заставляет трейдеров во время войны везти сжиженный российский газ из стран Балтии?
Ответ на поверхности – меньшая цена.
Котировки российского сжиженного газа на границе Беларуси и Польши 18 января – $380, говорит Сиренко. Это на $200 дешевле, чем норвежский или американский газ.
Разница в $200 – это 4 грн/л в конечной цене, говорит Андрей Корольчук, руководитель компании «Люкс трейд ресурс».
Европейский выбор
В Министерстве энергетики Украины признают, что в Украину может ввозиться сжиженный газ российского происхождения, однако в меньших объемах, чем говорят эксперты. «30% – это преувеличение, – говорит Forbes заместитель министра энергетики Украины Николай Колиснык. – ЕС минимизирует поставки из России».
20 января Минэнерго провело заседание по поводу импорта сжиженного газа российского происхождения. Обменялись мнениями, быстрого и простого решения здесь нет, говорит Куюн.
«Борьбу с ресурсом российского происхождения нужно проводить не в Украине, а в ЕС. А процедуру проверки сертификатов происхождения нужно реформировать», – добавляет он. Пока импорт сжиженного газа из России в ЕС не запрещен, а подлинность сертификата трудно проверить, открытого реестра этих документов нет.
5 февраля в ЕС начнет действовать эмбарго на российские нефтепродукты. Колиснык из Минэнерго надеется, что это эмбарго остановит поставки сжиженного газа в ЕС из России. Сиренко не разделяет оптимизма чиновников: формулировка в восьмом пакете санкций размыта, сжиженный газ может избежать запрета.