После войны у Украины будут большие надежды, однако восстановление и реформы могут оказаться для нее опасной и трудной задачей. Каждые десять лет украинцы поднимаются, чтобы отстаивать свои права и демократические ценности. И сейчас такой период как раз приближается.
Свое беспокойство о будущем страны выразила в комментарии изданию Politico оппозиционный депутат от партии «Голос» Инна Совсун.
Она напомнила о десятилетних циклах, когда украинцы имеют тенденцию устраивать революции – Оранжевую в 2004 и Революцию Достоинства в 2014. И поделилась ощущениями того, что в 2024 году Украину ждет очередное политическое потрясение.
По словам народного депутата, следующий Майдан должен демократизировать Украину и окончательно смыть коррупцию, которая десятилетиями тормозила развитие страны.
Совсун не единственная, кто видит очередные потрясения на горизонте. Такое же убеждение выразил бывший украинский министр, пожелавший остаться анонимным, чтобы свободно обсуждать деликатные темы.
Экс-министр, как и многие другие законодатели, реформаторы и лидеры гражданского общества – был осторожным, выражаясь публично, боясь подорвать военные усилия и обеспечить пропаганду для России, – отмечает издание.
И хотя ориентироваться в бурных послевоенных политических водах будет трудно для любого лидера, по словам бывшего министра, это будет особенно актуально для президента Украины Владимира Зеленского, поскольку он стал частью проблемы — лидером с автократическими тенденциями.
Для западных читателей, как отмечает журналист Джейми Дэттмер, это может прозвучать странно. Ведь за границей Зеленского называют олицетворением украинского сопротивления и даже иконой демократии.
Журналист Politico констатирует, что к сожалению, Зеленский не смог повторить свою роль телевизионного «президента народа» в реальной жизни, его поддержка в какой-то момент резко упала лишь до 11 процентов после того, как он уволил реформаторски настроенного премьер-министра, сформировав своё правительство из друзей и бывших деловых партнеров, и никуда не дошел благодаря своей антикоррупционной инициативе.
Украинского президента обвинили в том, что он становится все более автократическим и нарушает законы, издавая президентские указы о санкциях против врагов, и все это «во имя борьбы с российской агрессией» – но, по мнению некоторых критиков, также с целью помешать своим политическим оппонентам.
При этом за четыре месяца до российского вторжения Зеленский и два его близких соратника также были причастны к оффшорной финансовой деятельности. На основе Pandora Papers – хранилища документов, раскрывающих оффшорную деятельность политических лидеров и других известных лиц во всем мире – Organized Crime and Corruption Reporting Project обнаружила, что украинский лидер создал оффшорные компании до того, как стал президентом, но продолжал получать от них прибыль после того, как вошел в офис президента. Зеленский, со своей стороны, отрицал любое отмывание денег или незаконное использование средств.
Сейчас, говорят политические оппоненты, нельзя обвинять президента в его довоенных поступках, но после того, как пушки умолкнут, возникнут вопросы о событиях, которые предшествовали войне, и относительно того, почему Зеленский проигнорировал строгие предупреждения западных разведок о высокой вероятности российского вторжения и не объявил в стране военное положение гораздо раньше.
Однако время от времени эти вопросы поднимаются даже в разгар войны — в последний раз этот вопрос вспыхнул в августе, когда каскад публичной критики последовал за замечаниями Зеленского о том, почему он уменьшил предупреждение о неминуемом нападении, утверждая, что должен был это сделать, поскольку иначе украинцы запаниковали бы, сбежали и спровоцировали экономический коллапс.
Опрошенные Politico оппозиционные политики и лидеры гражданского общества считают, что Зеленский также будет вынужден отвечать за то, как он и его сплоченная команда старых друзей и бывших деловых партнеров руководили во время войны — способом не отличающимся от того, какого они придерживались до вторжения, пытаясь установить «управляемую демократию» с одной доминирующей партией
В частности, оппозиционный депутат Николай Княжицкий, хотя и соглашается с необходимостью сплотиться во время войны вокруг власти, все же обеспокоен будущим демократии в Украине.
Как и другие, Княжицкий отметил, что Зеленский пользуется полномочиями президента во время войны и военным положением, чтобы захватить больше власти, контролировать СМИ, отстраниться от парламента и игнорировать законодательный надзор за тем, как и кому выделяются государственные средства и не являются ли бенефициарами бизнес- союзники украинского президента или компании, связанные с членами его правящей партии.
Некоторые также опасаются, что всемирный захват, который сейчас имеет Зеленский, подпитывает его folie de grandeur.
Как и другие, он вспомнил, что украинский лидер, похоже, не желает делиться сценой или вниманием, подобно тому, как актер хочет получить все лучшие реплики, тогда как бывший помощник Зеленского рассказал, что его офис постоянно делает социологические замеры, чтобы проверить, никто ли его не омрачает.
В то же время Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики, который также является бывшим министром экономического развития и неофициальным советником правительства, исключает утверждение о том, что Зеленский имеет автократическую жилку.
По словам Милованова, Зеленский строит национальное государство и потому не имеет другого выбора, кроме как обходить институты, потому что слишком часто они увлечены корыстными интересами.
Но эти замечания прозвучали в разгар коррупционного скандала вокруг незаконных выплат и чрезмерно завышенных военных контрактов, что привело к серии отставок и увольнениям нескольких высокопоставленных украинских чиновников, включая пятерых региональных губернаторов и четырех заместителей министров. Скандал разразился после того, как журналист-расследователь опубликовал детали мошеннических контрактов и бездействия правительства.
В то же время, заверения Зеленского не успокаивают и некоторых многолетних обозревателей страны.
Но также он добавил, что на последних встречах с оппозиционными политиками и лидерами гражданского общества в Киеве его поразило то, что «с одной стороны они действительно ценят силу Зеленского как военного лидера», но также глубоко обеспокоены коррупцией и его авторитарным стилем.